Несмотря на активные и часто продуктивные меры по стабилизации положения в экономике в 2008--2009 годах, российское правительство не выдвинуло ясной программы выведения экономики страны из кризиса и не определило механизмов «перезапуска» экономического роста на новой основе. Российской экономике необходимо не только «переждать» тяжелые времена, но значительно изменить характер развития и экономического роста.
Правительству России приходится делать выбор между ограниченным кругом альтернативных вариантов экономической политики. В начале 2009 года были названы ориентировочно приемлемые, по мнению финансовых властей, размеры такого дефицита -- около 8% ВВП страны. Причем на какое-то время можно не прибегать к увеличению государственного долга России и покрывать этот фактический дефицит за счет ранее накопленных ресурсов. Наличие резервов -- отличная вещь, но и они конечны по размеру. Гораздо более целесообразно прибегнуть уже сейчас к выпуску и размещению государственных облигаций. Несомненно, такие ценные бумаги будут пользоваться повышенным спросом именно в то время, когда государственные резервы вполне достаточны.
Одним из основных ресурсов конкурентоспособности России является наш емкий внутренний рынок. Полное использование именно этого ресурса и является нашей реальной работой по преодолению кризиса. Если российские производители товаров и услуг сумеют переключить массовый спрос наших сограждан на себя, то именно так удастся выйти из спада. Воспроизвести же старую модель экспортно-ориентированной сырьевой экономики нам все равно не удастся, так как спроса в прежних масштабах и по докризисным ценам ни на ископаемые углеводороды, ни на черные и цветные металлы не будет в ближайшие 5--7 лет, а может быть, и на более продолжительный период.
Любое вложение средств на территории России, особенно в новые производственные мощности в сфере услуг, сельском хозяйстве, промышленности, должно получить поддержку в форме режима особых экономических зон, соглашений о разделе продукции, налоговых стимулов (ускоренной амортизации) для инвесторов. Для предприятий малого и среднего бизнеса целесообразно введение на 4--5 лет налоговых каникул и категорического запрета силовым структурам проводить без санкции суда какие-либо проверки этих предприятий.
Российским денежным властям предстоит также определить политику расчистки и оздоровления банковской системы, делая непростой выбор из ряда возможностей. Форсирование выкупа «токсичных» активов можно осуществить, или создав специализированные учреждения с участием государственных и частных банков, либо поручив Агентству по страхованию вкладов осуществление откупа с дисконтами «плохих долгов».
Среди аналитиков банковского сектора сложился определенный консенсус относительно оценки величины кредитов «токсичного» качества в портфелях действующих коммерческих банков. Проблемная задолженность оценивается в 15--20% всего кредитного портфеля банков. Однако при объявлении скупки плохих долгов каким-либо государственным органом вероятна попытка «сброса» некоторыми банками до 75% кредитов, поскольку надежной оценки риска нет у самих банкиров, причем будут сброшены самые безнадежные активы, так как банки все же намного лучше государства понимают качество кредита.
Может быть также применен более осторожный подход, стимулирующий самостоятельные решения по переоценке активов коммерческих банков самими банковскими учреждениями. Речь в таком случае целесообразно вести о значительном увеличении требований к достаточности собственного капитала банков. Проводя переговоры с потенциальными партнерами по слиянию и поглощению, бизнесмены не смогут уйти от выработки убедительных оценок качества и стоимости активов.
Актуальность данного подхода будет постепенно нарастать в течение 2009 года по мере ужесточения условий ведения бизнеса. Возврат собственных обязательств коммерческими банками отечественным и зарубежным кредиторам и нарастание трудностей с погашением выданных ранее кредитов поставят банки во второй половине этого года перед весьма настоятельной необходимостью поиска новых капиталов, а, следовательно, перед необходимостью реальной оценки собственного бизнеса.
Программа оздоровления банков необходима российской экономике именно для того, чтобы финансовая система России не только пережила текущий трудный кризисный период. Необходимо придать банковской системе страны дополнительный запас прочности для того, чтобы встретить любую новую волну кризиса, а затем полноценно использовать условия глобализации финансовой сферы в послекризисный период.
Рейтинг публикации:
|