Минфин РФ внес предложения по самой масштабной налоговой трансформации, когда одновременно меняются налоги, как на физлиц, так и на бизнес (НДФЛ, налог на прибыль, УСН, НДПИ и ряд других изменений).
Текущая прогрессия по НДФЛ имеет две ступени – базовая ставка в 13% для доходов до 5 млн и 15% для доходов свыше 5 млн руб. Теперь будет 5 ступеней с нижней отсечкой по начисленным доходам 2.4 млн руб в год, а диапазон ставок от 13 до 22%.
• 13% для доходов ниже 2.4 млн руб в год.
• 15% для доходов от 2.4 до 5 млн руб в год
• 18% для доходов в диапазоне от 5 до 20 млн руб в год
• 20% для доходов в диапазоне от 20 до 50 млн руб в год
• 22% при доходах свыше 50 млн руб.
Для доходов от инвестиций (дивиденды и проценты) ставка будет плоской 15% для доходов свыше 2.4 млн руб в год.
Принцип применения ставок от суммы превышения, т.е. если доход 10 млн, соответственно, 2.4 млн рассчитываются по 13%, следующие 2.6 млн руб до отсечке в 5 млн по ставке 15% и оставшиеся 5 млн по ставке 18%. В этом случае эффективная ставка будет чуть больше 16%, общая сумма налогов 1.6 млн, при текущем налоговом законодательстве эффективная ставка 14% или 1.4 млн, что составляет чуть более 200 тыс руб переплаты.
Какая эффективная ставка и объем переплаты будет в соответствии с инициативой Минфина (нет сомнений в том, что формат будет принят до конца года):
• Доходы 3 млн – 13.4%, сейчас 13%, переплата 12 тыс
• 3.5 млн – 13.62% / 13% / 22 тыс соответственно
• 4 млн – 13.8% / 13% / 32 тыс
• 4.5 млн – 13.93% / 13% / 42 тыс
• 5 млн – 14.04% / 13% / 52 тыс
• 6 млн - 14.7% / 13.33% / 82 тыс
• 7 млн - 15.17% / 13.57% / 112 тыс
• 8.5 млн – 15.67% / 13.82% / 157 тыс
• 15 млн - 16.68% / 14.33% / 352 тыс
• 20 млн – 17.01% / 14.5% / 502 тыс.
В компенсацию будет налоговый возврат в 7 п.п из уплаченных 13% для семей с двумя и более детьми, если совокупный доход семьи не превышает 1.5 прожиточных минимума на человека. Участников СВО повышение налогов не касается.
Минфин РФ выступил с предложением о существенном повышении налогов на бизнес.
• Налог на прибыль будет повышен с 20 до 25%.
• НДПИ горно-металлургического комплекса на добычу железа и руд увеличивается в 1.15 раза.
• НДПИ агрохимии увеличивается в 2.3 раза для калия и в 2 раза для фосфора.
• Производители азотных удобрений получат акциз на приобретение газа для выработки аммиака в объеме 1200 руб за тыс куб.м.
• Наиболее жесткий удар по малому бизнесу. С одной стороны, расширяется диапазон классификации бизнеса на УСН с 265.8 до 450 млн руб, но основной удар идет по обязательствам уплаты НДС с доходов 60 млн руб и выше.
Весь бизнес теперь на УСН будет на ставке 6% от выручки или 15% на операционную рентабельность (доходы минус расходы). Ранее при превышении лимита в 200 млн руб ставка увеличилась до 8% от выручки и 20% от прибыли.
При уплате НДС допускаются вычеты – ставка 20% (10% на льготные категории, как для крупного бизнеса), но с возможностью получать вычеты или ставка 5% НДС для доходов до 250 млн руб в год и 7% для доходов свыше 250 млн руб в год, но без вычетов.
Уровень рентной налоговой нагрузки для производителей удобрений может вырасти до 13-15% от выручки vs 5-7% в настоящий момент.
Минфин компенсирует рост налогов вычетами и возвратами. Предполагается использование налогового вычета для компаний, реализующих крупные инвестпроекты и/или доля инвестиций которых находится на высоком уровне относительно выручки (по крайней мере около 20% капексов к выручке).
Вычет с коэффициентом два может быть применен для инвестиционных расходов на ИТ оборудование российского производства, это же касается расходов на исследования и разработки - > 1 руб расходов на модернизацию и технологии равен 2 руб расходов в рамках уменьшения налоговой базы.
Основная задача Минфина заключается в попытке сохранить инвестиционные расходы и инновационную активность бизнеса с одновременным изъятием «сверхдоходов» у остального бизнеса, где доля капексов или R&D остается низкой. Как это удастся реализовать на практике? Хороший вопрос, детали проекта пока не раскрыты. Частично информация использовалась с РБК и Ведомостей
Как налоговая инициатива повлияет на бюджет? По оценкам Минфина чистый эффект в 2025 году составит около 2.5-2.6 трлн руб, которые складываются в следующей пропорции:
• Налог на прибыль – 1.6 трлн руб.
• НДФЛ – 533 млрд (за прошлый год сборы составили 159.5 млрд на доходы свыше 5 млн руб по ставке 15%, в 2022 – 149 млрд, а в 2021 – 91 млрд руб.
• УСН – чистыми около 350 млрд, которые формируются из доходов в 473 млрд в федеральный бюджет, 258 млрд в региональный бюджет минус недополученные 324 млрд руб по УСН и еще минус 58 млрд руб по налогу на имущество из-за расширения диапазона доходов по включению бизнеса в УСН. Недополученные доходы компенсируются из федерального бюджета.
Для бизнеса эффект очевидно негативный, в особенности для малого бизнеса – речь идет о чистом изъятии минимум 2 трлн руб в год у бизнеса.
Точный макроэкономический эффект просчитать сложно, т.к. непонятна конфигурация вычетов и льгот – кому и в каком объеме.
Для населения с точки зрения потребительской активности эффекта особого не будет, т.к. повышение налогов касается около 3-3.5% налогоплательщиков. Изъятие 2-3 п.п. дополнительных доходов у богатых не окажет влияние на потребительские расходы из-за существенной нормы сбережений и накопленного буфера.
Однако, рост налогов может спровоцировать реализацию механизмов ухода от налогов, усиление оттока капитала.
Источник: spydell.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1
Рейтинг поста:
--------------------