Рекордные темпы роста корпоративного кредитования в России – 5.4 трлн прироста рублевого кредитования за 5 месяцев.
Должно где-то выстрелить, либо в росте инвестиций, что с некоторым лагом приведет к росту объема выпуска товаров и услуг, либо в росте инфляции.
Со стороны предложения рост инфляции на траектории кредитного импульса возникает редко – это какие то системные сбои в производственных циклах, логистике, системе снабжения или существенное снижение эффективности производства.
Вообще, на макро-уровне инфляция катализируется через снижение эффективности, производительности и отдачи на капитал как механизм «сброса ошибок» на внешних контрагентов.
Некоторые рабочие гипотезы о причинах роста кредитования:
??Финансирование ВПК и смежных с ВПК отраслей, в том числе через госгарантии по кредитам или субсидируемое кредитование.
??Высокий спрос на кредиты со стороны госкомпаний, бизнеса с госучастием (Роснефть, Газпром, Ростелеком, Аэрофлот, Россети и прочих) и квазигосударственных структур. В России сейчас растет то, что так или иначе связано с государством, сидит на госзаказах или гарантируется компенсацией издержек со стороны государства.
??Операции слияния и поглощений – скупка иностранных активов ушедших из России компаний в связи с санкциями со стороны российских резидентов.
??Нарушение механизма авансовых платежей для операций с иностранными контрагентами. Раньше были популярны схемы авансовых платежей или беспроцентной рассрочки для импортных поставок. Сейчас иностранные контрагенты в связи с финансовыми рисками часто требуют полную предоплату.
??Удлинение финансовых и логистических цепочек, санкционные риски внешних контрагентов, удорожание посреднических услуг финансового, страхового, логистического и юридического сопровождения сделок требует больше оборотного капитала (издержки растут), который кроется краткосрочным кредитованием. Сюда также можно включить операции по параллельному импорту.
??Компенсация дефицита внешнего фондирования и замещение его внутренним кредитом (закрытие дыр в балансе). Как известно, свыше 97% в структуре внешнего фондирования обеспечивали финансовые и торговые представители из недружественных стран.
Сейчас они отсечены от операций с Россией. Образовавшиеся вакуум финансирования может быть покрыт только внутренними источниками фондирования. При дефиците доверия на открытом рынке через размещения облигаций, единственным каналом доступного фондирования для бизнеса являются банковские кредиты.
Остается неизвестным, что и в какой пропорции повлияло на кредитование в России, но эту тенденцию нужно зафиксировать и держать в уме.
Почему все это важно? Подобный кредитный импульс раньше соответствовал росту ВВП строго выше 3-3.5%, доходило и до 7% в посткризисное восстановление.
Кредитование в первую очередь оказывает влияние на инвестиции за исключением тех моментов, когда финансируется оборотный капитал в рамках дозагрузки производственных мощностей.
В настоящий момент нет признаков ускорения промышленного производства (даже наоборот, деградация (https://t.me/spydell_finance/2779)), но здесь нужно учитывать лаг воздействия от трех месяцев до нескольких лет, если идет речь о крупном инвестпроекте в сегменте промышленности.
Также, вероятно, обвал частного сектора настолько значительный, что компенсаций ВПК и смежных отраслей выводит экономику в ограниченное падение на 2.5-3% против потенциальных минус 7-12%.
Если деньги действительно пошли в экономику, то инвестиции об этом просигнализируют моментально, но и в инвестициях нет ничего хорошего.
Пока ситуация подвешена и нет понимания, куда абсорбируется рекордный кредитный импульс. Для понимания потребуется больше времени, т.к. с данными проблема - практически все закрыто.
Источник: spydell.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|