Лимит цен на газ в Европе не имеет прямого отношения к России и на концептуальном уровне отличается от лимита цен на нефть, применяемого непосредственно к России.
ЕС 19 декабря согласовали лимит цен на газ в 180 евро за МВт-час (1930 евро за тысячу куб.м), действия которого начинаются с 15 февраля 2023.
Ограничительные меры распространяются на рынок производных (фьючерсы с поставками через месяц, три месяца и один год), тогда как внебиржевые сделки и спот не покрывается ограничениями, охватывая все газовые хабы, функционируемые в юрисдикции ЕС.
Ограничения актуализируются при превышении рыночных цен порогового значения в течение трех дней и при разнице между ценами на СПГ в 35 евро за МВт/час.
Соглашение так составлено, что допускает откат, если «что-то пойдет не так» и начнутся системные сбои и риски энергоснабжения.
Из-за закрытости сделок на газовом рынке не представляется возможным оценить, какие объемы конечных сделок на физическую поставку газа проходят по биржевым контрактам, а какие по договорным долгосрочным контрактам. Среди биржевых контрактов много противоречивой информация по распределению между спот рынком и ценообразованием на основе фьючерсов.
Основным мотивом инициативы является недопущение спекулятивной практики Pump and Dump, когда через подконтрольные СМИ раскручиваются инфоповоды вокруг газовой темы и скоординированным ценовым давлением выносятся цены на необоснованный уровень с последующим обрушением.
Так и с целью устранения рыночной неэффективности, когда искаженная информация может побуждать участников рынка к неверным действиям, что оказывает влияние на цены, отклоняя от «фундаментально обоснованного уровня», в том числе механизмом прямых манипуляций системообразующих игроков на газовом и финансовом рынках.
Какие могут быть последствия?
Рыночный принцип ценообразования привел к тому, что Европа смогла заполнить газовые хранилища, даже в условия обрушения экспорта из России. Это привело к диспропорции мировых цен, где европейские цены были самыми высокие, что побуждало поставщиков в Азии и США направлять СПГ в Европу. Да, чертовски дорого, но это сработало.
Текущие ограничения в условиях шока могут привести к перераспределению СПГ потоков в Азию, что вызовет дисбаланс спроса и предложения, подрывая энергетической безопасность Европы.
Также работал чисто рыночный механизм компенсации избыточных цен, когда слабые звенья цепи в Европе банкротили и/или сходили со «сцены», что снижало общий спрос на газ, выравнивая баланс спроса и предложения. Лимит на газ, теоретически, может нарушить этот хрупкий баланс, который был достигнут в 2022.
Какие последствия для России? Никакие.
Во-первых, мы почти не поставляем газ в Европу – в 5 раз ниже 2021 и в 7-8 раз ниже теоретического потенциала.
Во-вторых, контракты Газпрома существенно ниже предложенных 2 тыс долларов за тысячу кубов.
Так что новость, ну так себе. Скорее всего, не изменится ничего, потому что с высокой вероятностью среднемесячные цены на газ в 2023 будут значительно ниже 2022, не дойдя до потолка.
Шок не бывает дважды по одному сценарию. Только один раз за столетие – это как с отрицательными ценами на нефть. Должны в одно время и в одном месте сойтись экстремально низко вероятные события чрезвычайного характера.
Второй раз шок не особо просматривается, если ушел столь масштабный поставщик газа, который занимал свыше половины рынка в Европе.
Шок может быть, если СПГ поставки дестабилизируются, но они распределённые и диверсифицированные. Шок может быть, если спрос резко вырастет, но он под жестким контролем ЕС. Я исхожу из того, что цены на газ и уголь в 2022 – это уже история.
Telegram https://t.me/spydell_finance Яндекс Дзен https://zen.yandex.ru/spydell_finance
Источник: spydell.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|