Образуется корпоративная черная дыра, когда бизнес в своем приоритете ставит текущие конъюнктурные «шкурные» интересы в противовес долгосрочным целям развития. Главными атрибутами вхождения в черную дыру являются: утрата импульса технологического развития, критический рост долговой, снижение маржинальности, замедление роста выручки или даже снижение и наконец, общие дегенеративные процессы, выражающиеся в потере конкурентоспособности и застойной динамики капитализации бизнеса. Это и есть место гибели капитала.
У бизнеса есть три стратегических направления распределения операционных денежных потоков:
Управление чистой долговой позицией • Накопление кэш позиции – краткосрочные финансовые вложения до года • Накопление долгосрочных инвестиций – среднесрочные и долгосрочные финансовые вложения свыше года • Сокращение долгов
Инвестиции в развитие: • Капитальные расходы • Операции слияния и поглощения, покупки долей в компаниях
Акционерная политика: • Дивиденды • Байбек
Очевидно, для чего бизнес производит байбек – как правило, это повышает финансовые метрики, как прибыль на акцию, дивиденды на акцию и так далее, это увеличивает вес текущих акционеров в компании (рекомбинация структуры капитала), т.к. количество акций сокращается. Также эти операции часто связаны с опционной программой менеджмента и руководства компаний. Иногда это делается в целях недопущения враждебного поглощения или для ухода от налогов.
Проблема в том, что байбек происходит тогда, когда бизнес не может или не хочет найти их применение в целях среднесрочного и долгосрочного развития компании. И очень часто это делается в долг, понижая устойчивость бизнеса через рост долговой нагрузки.
В США есть вопиющие примеры, когда злоупотребление дивидендами и байбеками приводила к драматическим последствиям, как для устойчивости бизнеса, так и для его стоимости. Первый столбец – это совокупные, т.е. с накопленным итогом байбеки и дивиденды за всю публичную историю компании. Второй столбец – капитализация на вечер 2 февраля 2022 Третий столбец – отношение выплаченных дивов и байбека к капитализации
Покупка лояльности акционеров через сверхмягкую акционерную политику и попытка быть щедрыми не работает. Все дивидендные аристократы и те, кто злоупотреблял байбеками в долгосрочной перспективе крайне уязвимы и едва ли не обречены на вымирание.
С очень редкими исключениями, практически весь представленный список состоит из неудачников. Бизнес, который имеет околонулевые темпы роста выручки, запредельные долги и отсутствие какого либо прогресса в росте капитализации. Около 85% из представленных компаний либо находятся в фазе затяжной стагнации, когда капитализация на уровне 10-15-20 летней давности, либо еще хуже – когда капитализация обнулена. И почти все имеют идентичный симптом, т.е. перекредитованность и утрата импульса развития со всеми вытекающими последствиями.
Популярная в конце 90х, начале нулевых компания Xerox за свою историю заплатила дивов и байбеков в 5.3 раза больше, чем ее текущая стоимость. Вот ее динамика акций General Electric и IBM в два раза больше заплатили, чем стоят сейчас. Динамика акций соответствующая. Intel здесь тоже замечен, как и Boeing с American Airlines Group, просящие помощи у правительства пару лет назад из-за невозможности закрыть кассовые разрывы по причине, что все деньги слили в дивы и байбек. Стоимость бизнеса, как бы символизирует... Про каждую историю провала можно отдельные книги писать. Попытка заигрывания с рынком никогда ни к чему хорошему не приводила.
Есть другие примеры, как Amazon и Tesla, когда первая выросла более, чем в 100 раз за 15 лет, а вторая более, чем в двести раз за 10 лет. Amazon за всю историю выплатили символические 1.2 млрд дивов+байбек, а Tesla ровно ноль. Обе компании все финансовые ресурсы вкладывали в развитие и экспансию. Понятно, что у любой компании есть разные этапы развития - зарождение, экспансия, консолидация, вырождение, но нужно иметь в виду, что когда бизнес становится квази облигацией с дегенеративной концепцией, на выходе можно получить условные IMB, GE или Intel, когда бизнес слишком заигрывается в собственную значимость, утрачивая импульс технологического развития и конкурентность.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+