Материал предоставлен РГРК «Голос России» в рамках информационного сотрудничества
Фото: РИА Новости
Постигшая Японию катастрофа демонстрирует всю уязвимость глобальной экономики. Пока ущерб для мировой конъюнктуры не слишком велик, но картина изменится, если проблемы на АЭС перерастут в полномасштабную катастрофу.
От Мульфингена и Кюнцельзау Токио отделяет почти 9000 км. Однако потребовалось совсем немного времени, чтобы отголоски толчков в Японии достигли этих городков в Гогенлое, на северо-востоке земли Баден-Вюртемберг. Здесь расположены центральные офисы таких компаний, как EBM Papst и Ziehl-Abegg - лидеров на мировом рынке вентиляторов и специализированных вентиляционных устройств.
Их разделяет конкуренция, однако сегодня бизнес-соперников сблизила общая беда: один из важнейших поставщиков, завод микросхем Toshiba на севере Японии, прекратил отгрузку. Подробной информации оттуда не поступает. А судя по тому, что удалось узнать главам немецких компаний, завод серьезно пострадал в результате землетрясения и цунами. "Если это надолго, то может встать все производство", - признает председатель правления Ziehl-Abegg Петер Фенкль. "Мы не исключаем, что придется останавливать конвейеры на срок до двух недель", - сообщает глава группы компаний EBM Papst Ханс-Йохен Байльке.
Оценить весь масштаб катастрофы, постигшей Японию, пока невозможно. Очевидно, однако, что экономике нанесен серьезный ущерб. Страна с третьим ВВП в мире поставляет товары во все уголки планеты. Японские концерны обеспечивают мировой рынок современными платами памяти, плоскими экранами для телевизоров, фото- и видеокамерами, автомобилями среднего класса. По оценкам французского банка Credit Lyonnais, примерно пятая часть всех высокотехнологичных товаров производится в Японии.
Опустошительное землетрясение, цунами и перебои с энергоснабжением во многих регионах нарушили ритмичную работу заводов. Ситуация может усугубиться, если усилия по спасению поврежденных атомных реакторов так и не увенчаются успехом.
Валютные спекулянты подогревают спрос на иену - расчет делается на то, что восстановление страны потребует многомиллиардных вливаний. Нервозность инвесторов приводит к скачкам котировок на Нью-Йоркской, Франкфуртской и Токийской фондовых биржах. Эксперты в наиболее мрачных прогнозах предрекают мировую рецессию, "глобальную чудовищную волну" и даже "ядерную зиму" в экономике, как выразился один из франкфуртских торговцев ценными бумагами.
Не так давно Страна восходящего солнца показала миру, что такое современный завод и как он должен работать. И вот цепочка создания стоимости рвется не где-нибудь, а в Японии.
Трансмиссия для внедорожников Porsche Cayenne поставляется японской фирмой Aisin, которая приостановила производство. Важная карта памяти для планшетников iPad от компании Apple изготавливается на заводе Toshiba, который пострадал от цунами.
На заводе Opel в Айзенахе на прошлой неделе объявили об изменении сменного графика: на складе подошли к концу ввозимые из Японии детали для автомобилей Corsa.
Все это показывает, насколько уязвима глобальная экономика. К проблемам производителей добавляются повреждения транспортной инфраструктуры.
Контейнеровозы Hapag-Lloyd больше не могут заходить в порт Сендай, опустошенный цунами. Регулярные рейсы Lufthansa Cargo в Токио отменены из-за радиоактивной опасности. При этом заводы нуждаются в постоянном подвозе: из-за оптимизации затрат больших складских запасов сегодня не держат, зачастую резерва хватает всего на несколько дней.
Дальнейшая работа сборочных цехов EBM Papst и Ziehl-Abegg в Гогенлое зависит от поставки всего лишь нескольких компонентов, закупочная цена которых нередко выражается в центах. Без трансформаторов, сопротивлений и плат памяти из Японии не обходятся ни вентиляторы охлаждения для ноутбуков и автомобилей, ни кондиционеры для высоток в Нью-Йорке или гостиниц для паломников в Мекке.
"Последствий не избежать", - говорит руководитель Ziehl-Abegg Фенкель. Заказов море, а вот склад, увы, не ломится от товара. Но даже если ему удастся получить нужные комплектующие своевременно, полностью угроза для экономики не минует. "Что толку, если мы поставим наши вентиляторы в срок, а другой партнер заказчика, производящий топливные насосы, нет - из-за нехватки других японских комплектующих", - беспокоится Фенкель.
С учетом возможного урона азиатской и североамериканской экономике ущерб, который могут понести немецкие предприятия, относительно невелик. Объем торговли между Японией и Федеративной республикой составляет около 35 млрд евро в год, что ничтожно мало по сравнению с товарооборотом между Японией и Китаем. По оценкам экспертов, устранение последствий землетрясений и цунами и восстановление пострадавших районов обойдется приблизительно в 200 млрд долларов. На это потребуются годы, однако саму задачу специалисты считают вполне реальной. Восстановление Кобе после разрушительного землетрясения в 1995 году стоило около 100 млрд долларов и стало своего рода конъюнктурной программой для японской экономики.
Картина кардинально изменится, если проблемы с поврежденными реакторами в Фукусиме перерастут в полномасштабную катастрофу. Обширные районы Японии надолго станут непригодными для жизни. От такого удара мир сможет оправиться не скоро. "Это будет сопоставимо с ситуацией в Германии после Второй мировой", - говорит Клаус-Юрген Герн из кильского Института мировой экономики. Михаэль Хайзе, главный экономист страхового концерна Allianz, полагает: "Произойдет потрясение финансовых рынков, возможно, подъем мировой экономики прекратится".
В частном швейцарском банке Sarasin считают, что при наихудшем развитии событий вследствие радиоактивного заражения обширных территорий Япония надолго останется примерно без 10% своего экономического потенциала. В результате глобальный рост мировой экономики сократится примерно на один процентный пункт.
Всю нестабильность положения демонстрируют события на фондовых и валютных рынках. Индекс токийской биржи в начале позапрошлой недели потерял почти 15%, после чего началось его колебание. По состоянию на закрытие биржи в позапрошлую пятницу акции многих компаний компенсировали падение начала недели.
Участники рынка, полагавшие, что японская иена будет испытывать давление, заблуждались. Произошло обратное: иена все более укреплялась.
В позапрошлый четверг за доллар уже давали всего 76 иен - меньше, чем когда-либо с конца Второй мировой войны. Министры финансов и главы центробанков крупнейших индустриальных держав решили: довольно - и договорились о совместной продаже иены. Это на время остановило ревальвацию японской валюты, облегчив положение экспортных отраслей страны. Во времена кризиса они как никогда зависят от возможности поставлять свою продукцию на мировой рынок по разумным ценам.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+