Возьмем такую профессию, как автослесарь. Это элемент общественного разделения труда.
Существует общественный процесс признания человека автослесарем: получение специализированного образования, подкрепленного в необходимых случаях соответствующим сертификатом, опыт работы, подкрепленный рекомендациями, и тому подобное.
Фирма, выходя на рынок труда, будет искать именно автослесаря.
Но это далеко не вся история.
В разных фирмах объем обязанностей и характер выполняемых автослесарем работ может различаться, и весьма существенно.
Приведем простой пример.
В ходе работы автослесарю регулярно требуются те или иные детали.
Он будет сам ходить на склад (предположим, что фирма достаточно крупная и содержит склад) и искать нужную деталь? Или же ему эту деталь будут доставлять прямо на его рабочее место?
И в том, и в другом случае он будет числиться автослесарем. Но, согласитесь, разница все-таки будет.
В какой-нибудь третьей фирме автослесарь будет выполнять не весь спектр работ, которым может заниматься человек этой профессии.
Он может заниматься только жестяными работами, или только ремонтом двигателей, или специализироваться на чем-то другом.
Сравним наших трех слесарей.
N1, тот, кто сам ходит на склад за деталью. Помимо знания своей профессии он должен приобрести дополнительные знания: где-что находится на складе. Впрочем, при переходе в другую фирму эти знания полностью обесцениваются.
N2, который на склад не ходит, регулярно применяет в своей работе весь арсенал своих профессиональных знаний.
N3 использует в своей работе только часть своих профессиональных навыков. При этом он, в среднем, выполняет свою работу быстрее и качественнее, чем это делает N2 или N1, когда им приходится делать эти виды работ.
В принципе, N3 мог бы утратить часть своих профессиональных навыков (которые он не использует), или даже изначально не получать их. Но, если он потеряет работу в фирме и будет искать новую (в фирме с более низким уровнем разделения труда), это сильно затруднит ему жизнь. Владельцы фирм, где работают N1 или N2 его вряд ли примут.
Но с точки зрения общественного разделения труда все трое одинаковы, все автослесари.
С нашей же точки зрения, в разнице между ними и заключается корень понимания сути разделения труда внутри разных фирм.
Понятно, что N1 будет работать в маленькой автомастерской вместе с еще несколькими своими коллегами.
Для такой мастерской иметь кладовщика – роскошь. Зарплату платить ему надо, а он большую часть времени будет заниматься тем, что чаи гонять (хорошо еще, если только чаи), поскольку его услуги будут требоваться редко.
Конечно, можно было бы попытаться загрузить свободное время кладовщика какой-то другой работой. Но тогда есть опасность, что слесари будут регулярно натыкаться на табличку «Скоро буду» и терять больше времени, чем если бы они сами искали нужные им детали.
В общем, пока потери дохода владельца от того, что слесари не занимаются своим прямым делом, меньше, чем расходы на кладовщика, все будет оставаться по-прежнему.
Если спрос на услуги мастерской вырастет, равно как вырастет количество слесарей и их обращений на склад, то найм кладовщика будет оправдан.
Заметим, что расширение масштабов деятельности обязательно повлечет за собой расширение склада. Найти на нем необходимое будет уже непросто и потребуется, чтобы был человек, поддерживающий порядок.
В этом случае автослесари из группы N1 перейдут в группу N2 и каждый из них будет приносить владельцу фирмы больший доход, так как не будет терять время на поиски нужных деталей.
Ну и N3 – это уже работник крупного центра технического обслуживания, в котором объем заказов в разы превышает объем заказов мастерской, в которой работают N2.
Разделение труда ограничено размерами рынка, как и было сказано.
Вот о размерах рынка мы и будем говорить далее.