Глава инвестбанковского бизнеса «Уралсиба» рассказывает о том, что поддерживает этот бизнес сегодня.// Федор Чайка. "Финанс."
Глава инвестбанковского бизнеса «Уралсиба» рассказывает о том, что поддерживает этот бизнес сегодня.
Марк, недавно «Уралсиб» объявил, что сокращает персонал на треть и переориентирует бизнес не в пользу брокерских операций. Означает ли это, что вы уходите с фондового рынка?
- Абсолютно нет. Несмотря на то, что нам пришлось сократить около 20% персонала, сокращения, которые были сделаны кажутся нам вполне адекватными с учетом масштаба замедления бизнеса. Хочу отметить, что определенная оптимизация произошла не только в инвестиционном бизнесе, сокращение издержек идет везде, в частности потому что последние несколько лет во всех отраслях был опережающий рост оплаты труда по сравнению с ростом производительности. В целом я считаю, что инвестиционно-банковский бизнес ФК «Уралсиб» подошел к кризису в неплохой форме и это вселяет определенный оптимизм.
В любом случае брокеридж - сердце любого инвестиционного бизнеса. Просто сейчас происходит перефокусировка бизнеса, мы ищем новые направления роста, корректируем часть планов, которые намечали на 2009 год. Пока наиболее перспективными для нас в этом году я вижу направление корпоративных финансов с фокусом на сделки слияний и поглощений, а также, аналитические услуги. С другой стороны я не исключаю активности во второй половине 2009 на рынке облигаций, и это направление также является одним из перспективных.
Кто сейчас ваши клиенты?
- Как институциональные, так и не институциональные инвесторы, как у всех. При этом мы не отделяем «розницу» от «институционалов» по качеству и набору продуктов. Многие физические лица имеют крупные счета и весьма активны на фондовом рынке, поэтому линия раздела проходит не по юридическому статусу, а по типу активности, по типу услуг, которые требуются клиенту.
Кто от вас ушел, а кто остался?
- До кризиса соотношение российских и иностранных инвесторов среди наших клиентов было в пользу иностранцев, но в период кризиса картина меняется каждый день - спад в активности наблюдается по всему миру, а не только в России. Было бы не совсем корректно говорить о том, что иностранные инвесторы ушли из России. На самом деле у иностранных институционалов, среди прочего, поменялось соотношение инвестиций на развитые и развивающихся рынках, в том числе автоматически уменьшилась и доля России. У многих фондов соотношение инвестиций в ценные бумаги и сбережений сместилось в сторону сбережений на период высокой волатильности. Так что делать окончательные выводы преждевременно.
То есть иностранцы не ушли из России, по крайней мере, что касается вашего банка?
- Мы не чувствуем со стороны наших иностранных клиентов аллергии непосредственно к российским ценным бумагам. В условиях постоянных «качелей» на всех основных мировых площадках многие инвесторы продают все и выходят в наличность. Хотя есть и такие кто продолжает держать свои портфели.
Насколько сильным будет «сжатие» по России в целом?
- К примеру, бизнес сокращается на 30%, но жизнь продолжается. Мы не считаем, что после кризиса работы у нас будет на 30% меньше, ведь здесь нет линейной зависимости. Смотрите, сокращение идет на треть, а ведь рынок упал на 80%. Есть такие, кого уже нет с нами в прежнем виде, - я имею ввиду инвестбанки. Есть те, кто сменил акционеров. Что это значит? Что они ушли с рынка? Новые акционеры - это новые возможности. Те, у кого нет долгосрочной стратегии: что делать во время кризиса и как выйти из него более сильными - конечно, закрываются.
На чем вы рассчитываете больше всего заработать в этом году?
- Основными центрами прибыли для нашего инвестбанка в этом году будут услуги в области слияний и поглощений и реструктуризации. При этом в 2009-м совершенно не исключены выпуски облигаций, в которых мы будем принимать участие как организатор. Без долгового рынка функционирование экономики невозможно. Однако это тоже будут специфические долговые инструменты. К примеру, с возможностью конвертации задолженности в акционерный капитал. Понятно, что это будут не публичные, а «клубные» сделки.
В каких отраслях?
- Все сектора и вся экономика будут консолидироваться. Мы ожидаем, что активнее всего это будет происходить в металлургическом секторе. В цветной металлургии консолидация продолжится и возможно завершится, а в черной - процесс будет идти полным ходом. Существенная активность будет и в угольном секторе, в девелопменте, ритейле. Наши клиенты - это в большинстве своем малые и средние региональные компании - широко представлены в данных отраслях, и с ними уже ведется активная работа.
То есть сейчас для инвестбанкиров жаркое время настает?
- В сфере слияний-поглощений и реструктуризации работы очень много. Несомненно, что для некоторых инвесторов и компаний текущий кризис это время уникальных возможностей. Хотя по-человечески сказать, что это очень радует, наверное, нельзя. Назвать успешной сделку, когда акционеры продают свой бизнес, чтобы рассчитаться с долгами, не поворачивается язык.
С другой стороны, у вас появится возможность управлять новыми бизнесами...
- Да, это интересные тенденции, которые уже начинают проявляться, хотя скорее это относится не к нам, а к коммерческому банку «Уралсиб». Банки создают фонды специальных ситуаций, торговые дома. Это происходит из-за того, что на их балансе оказываются пакеты акций и другие активы компаний, которые не смогли пережить кризис. По сути, эти фонды похожи на private equity funds. К примеру, какому-то банку отошли крупные пакеты в пяти мелких девелоперах - с большой вероятностью последует консолидация этих пакетов или обмен активами с другими такими же фондами. Сложность ситуации заключается в том, что кризис находится в своей острой стадии, и очень сложно определить справедливые ценовые уровни.
И дальше все это будет превращаться в огромные холдинги - от нефти до кукурузы? Как в 90-е?
- Не думаю, что ФК«Уралсиб» превратится в многопрофильный холдинг и станет, в том числе выращивать кукурузу. Каждый должен заниматься своим делом.
Каким вы видите будущее деривативов, которые сейчас винят во всех бедах?
- Поверьте, эмоции улягутся, и спрос на эти инструменты возобновится. В большинстве производных инструментов заложено рациональное зерно. Конечно, общий объем деривативов снизится, это необходимо и для этого нужны новые адекватные нормы регулирования, но в России данный рынок был наименее развит и с точки зрения трейдинга является наиболее перспективным.
Где ждать нового пузыря?
- Как только кризис закончится, немедленно начнет надуваться следующий пузырь. Карл Маркс был в этом абсолютно прав: капитализму свойственен такой процесс Сложно сказать, на каком сегменте рынка это произойдет в следующий раз. Не думаю, что в альтернативной энергетике или скажем в индустрии, которая занимается производством чистой воды. Эти проблемы в мире в ближайшее время не столь значимы, сколько о них пишут и говорят. Понятно одно: следующий подобный кризис будет еще масштабнее и глобальнее, но будет он очень и очень не скоро. Все-таки Великая депрессия была 80 лет назад.
Рейтинг публикации:
|