У Европы опять назревают проблемы с газом. Если в прежние годы их причиной были российско-украинские и российско-белорусские газовые скандалы, то теперь беда пришла и юга: "жасминовая революция" в Тунисе может дестабилизировать поставки газа из Алжира и Ливии. На этом фоне руководство Евросоюза предпринимает отчаянные попытки добраться до каспийского и среднеазиатского газа, реанимируя проект Nabucco.
Сам по себе Тунис представляет весьма небольшой интерес для европейской энергетики: нефти там добывается мало, а газа нет вообще. Однако через Тунис проходит одна из важнейших газовых артерий в регионе – TransMed (Транссредиземноморский трубопровод), берущий начало на крупнейшем в Алжире газовом месторождении Хасси Рмел и идущий затем по дну моря в Сицилию и далее в Италию. Если революция в Тунисе приведет к длительной дестабилизации в стране, газопроводу может угрожать серьезная опасность (есть печальный пример Ирака). На карте Африки Тунис выглядит как клин, вбитый между двумя авторитарными державами – Алжиром и Ливией. Обе они добывают и экспортируют в Европу газ, а население там живет не лучше, чем в Тунисе. И если революционные идеи перекинутся на эти страны, поставки в ЕС голубого топлива с южного направления станут вообще проблематичны.
Брюссель лихорадочно активизировался на юго-восточном направлении газового фронта. В первой половине января председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу посетил Азербайджан и Туркмению с целью вдохнуть жизнь (то есть, газ) в проект Nabucco, по которому ЕС рассчитывает в будущем получать ежегодно более 30 млрд кубометров каспийского и центральноазиатского газа. Баку обязался поставлять значительные объемы газа на долгосрочной основе в ЕС, который, в свою очередь, должен обеспечить доступ этого газа на свой рынок. О каких объемах идет речь, по-прежнему непонятно, поскольку потенциал главного месторождения "Шах-Дениз" – основной надежды сторонников Nabucco – оценивается экспертами неоднозначно.
Азербайджанское руководство, понятно дело, настроено оптимистично и надеется в этом году увеличить объемы добычи с 27 до 30 млрд кубометров; к 2015 г. – когда начнется разработка второй фазы "Шах-Дениза" – до 45 млрд, а к 2018 г. – вообще до 80 млрд кубов. Насколько реальны эти планы, сказать трудно, но нынешние объемы добываемого газа практически полностью законтрактованы (в том числе Россией).
С Туркменией ситуация еще более неопределенная. Она верна своему принципу: продавать газ на границе и, соответственно, не ввязываться ни в какие инфраструктурные проекты за рубежом. Баррозу учел эти нюансы, и слова его были как бальзам на душу туркменского руководства: "Европа готова приобретать туркменский газ на границе и предлагать свои возможности для развития и разработки месторождений, готова помогать компаниям, которые смогут этим заниматься". Однако проблема остается прежней, и называется она Каспийское море. Туркменский газ должен как-то перебраться через него, чтобы влиться в Nabucco и в итоге попасть в Европу. А поскольку соглашение о статусе Каспия по-прежнему не выработано, прикаспийские государства не имеют права без общего согласия прокладывать трубы по дну моря. Однако предложения европейцев оказались весьма заманчивы для Ашхабада, и туркменский лидер Бердымухамедов принялся агитировать Россию за участие в создании транскаспийского газового моста. На состоявшейся после переговоров с Баррозу встрече с представителями СМИ президент Туркмении призвал российские компании принять участие в прокладке подводного газопровода на Каспии.
Но Россия едва ли захочет связываться с проектом, который даст дополнительные шансы конкурентам. Она твердо намерена проложить по дну Черного моря "Южный поток", который должен пройти практически параллельно Nabucco и лишить его последней надежды на выживание. Как напомнил недавно Владимир Путин, "основная проблема Nabucco – отсутствие гарантированных объемов поставляемого сырья и источников заполнения этой системы. Россия ничего не будет поставлять по этому газопроводу, иранские месторождения еще не исследованы, а азербайджанские объемы сырья малы. Более того, Азербайджан подписал контракт о поставках с Россией".
Таким образом, Россия в обозримом будущем останется важнейшим поставщиком "голубого топлива" для ЕС, как бы это ни раздражало еврочиновников.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+