Долговой кризис в Европе завершен, констатировал премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро. «Я уверен, что договой кризис, который затронул Испанию и всю еврозону, завершен», — говорит он Wall Street Journal. Господин Сапатеро говорит, что кризис заставил финансовые власти ЕС выучить несколько уроков. Первый – усилий одной из стран ЕС по выходу из кризиса недостаточно для всего Евросоюза. «Для повышения конкурентоспособности нам требуется более тесное взаимодействие и более четкие принципы экономической и фискальной политики», — констатирует Хосе Луис Родригес Сапатеро. Премьер Испании говорит, что не ожидает сокращения ВВП страны в третьем и четвертом кварталах. Он по-прежнему уверен, что принял правильные меры для защиты испанской экономики, в частности, по сокращению расходов бюджета.
Другой кризисный урок для Европы – очевидная необходимость механизмов координирования экономической политики стран Евросоюза.
На еврозону давили проблемы в экономике некоторых европейских стран, условно объединенных экономистами в группу PIGS (по первым буквам английских названий Португалии, Италии, Греции и Испании). Особенно тяжелая ситуация сложилась в Греции.
Дефицит бюджета Греции в 2009 году достиг 12,7% ВВП, а размер долга — 120% ВВП. Страны ЕС потребовали от нее снижения дефицита бюджета до 8,7% уже до конца года. В марте Афины приняли антикризисный план, призванный сэкономить €4,8 млрд бюджетных средств. Половина из них должна была быть получена путем урезания бонусов госслужащим, сокращения стипендий студентам и пенсий.
Мировые рынки негативно отреагировали на антикризисный план, возникла «срочная необходимость» в помощи. В конце апреля премьер-министр Греции Георгиос Папандреу попросил у руководства Международного валютного фонда (МВФ) и Евросоюза привести в действие программы финансовой помощи для борьбы с долговым кризисом.
Многие бизнесмены и экономисты, опрошенные Infox.ru в период долгового кризиса Европы, не видели вариантов выхода из сложившейся ситуации и ждали ликвидации евро как валюты. Член совета директоров фонда ParusKremlin Capital Management Андрей Коблов считает, что вероятность краха евро составляет 60%. Глава британской компании Nikolaus & Co. Стефан Бенедетти не видит «политической воли для разрешения структурных проблем внутри еврозоны».
Испания – одна из наиболее пострадавших от кризиса стран ЕС. В течение 10 лет в стране неуклонно росли цены на жилье, в итоге пузырь лопнул, и правительство Сапатеро столкнулось с необходимостью лавировать между двумя задачами: вытаскивать экономику из глубокой рецессии и гасить социальное недовольство в условиях 20−процетной безработицы. В течение 6 кризисных кварталов ВВП Испании сокращался, первые 2 квартала 2010 года экономика страны вяло росла.
Стабилизация испанской экономики куплена дорогой ценой, сетует Хосе Луис Родригес Сапатеро. Он имеет в виду падение собственных рейтингов – социологи фиксируют недовольство населения политикой властей. 29 сентября в Испании начинается забастовка профсоюзов, которые требуют пересмотра трудового законодательства.