Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) раскрыло последние данные об уровне просроченной задолженности по кредитам, с которыми агентство начало работать во время кризиса.
На 1 августа просрочка по ним оказалась ниже той, что демонстрируют банки, самостоятельно оказывавшие помощь ипотечным заемщикам,— 8,4% против 10%. Впрочем, со временем сложности с дисциплинированными заемщиками могут возникнуть и у АРИЖК, указывают эксперты.
Просроченная задолженность по ипотечным кредитам, реструктурированным АРИЖК, составляет 8,4%, процитировало в пятницу "РИА Новости" гендиректора агентства Андрея Языкова. Из нее на просрочку свыше 90 дней приходится 2,1%, от 60 до 90 дней — 1,9%, от 30 до 60 дней — 4,4%. Уровень просрочки по кредитам, реструктурированным АРИЖК, существенно ниже, чем по кредитам, которые банки реструктурируют сами, признают участники рынка. По оценке начальника департамента розничных продаж Промсвязьбанка Егора Шкерина, сейчас просрочка банков по реструктурированным ими ипотечным кредитам находится на уровне 10%.
То, что просрочка по реструктурированным кредитам у АРИЖК оказалась ниже, чем у банков,— неожиданный результат. АРИЖК, будучи "дочкой" АИЖК, работает по схожей методике оценки рисков, а уровень просрочки АИЖК даже до кризиса был выше, чем у банков. Весной—летом 2008 года, когда в целом по банковскому рынку уровень просроченной задолженности по ипотеке составлял около 3%, у АИЖК он был на уровне 4-5%, а например, в Алтайском крае — 10,5%, в Ульяновской области — 13,9%, а в Костромской превышал 21%.
"В наш портфель попадают кредиты, выданные людям с единственным жильем,— поясняет низкий уровень просрочки господин Языков.— И как только такой заемщик перестает платить, у него тут же возникает риск потери жилья — дальнейшие транши стабилизационного займа ему попросту не перечисляются". (О схеме помощи заемщикам, применяемой АРИЖК, см. справку.) Андрей Языков также указывает, что более высокий уровень просрочки по кредитам, реструктурированным банками самостоятельно, объясняется менее льготными условиями банков — у большинства из них период помощи существенно меньше, а значит, заемщику сложнее гарантированно восстановить свои доходы.
Условия реструктуризации АРИЖК — более льготные для заемщиков, чем у банков, согласны банкиры. "АРИЖК предоставляет своим заемщикам стабилизационный заем по ипотечным выплатам на год, что дает им своеобразную передышку, в то время как некоторые банки предоставляют кредит на меньший срок",— говорит директор кредитного департамента банка "Дельтакредит" Ирина Кузьмичева. Президент компании New Building Investment Сергей Бессонов считает, что на низкий уровень просроченной задолженности прежде всего влияет наличие единственного жилья у заемщика, однако немаловажным фактором является и региональный аспект деятельности АРИЖК. "АРИЖК реструктурирует по большей части региональные ипотечные кредиты, стоимость которых значительно меньше московских, соответственно обслуживать их проще",— поясняет господин Бессонов. "Также необходимо учитывать и то, что для реструктуризации АРИЖК, как правило, выбирает типовые кредиты, риск по которым существенно меньше, чем по нетиповым программам",— добавляет зампред правления банка "Уралсиб" Илья Филатов.
Впрочем, по мнению Сергея Бессонова, из текущего уровня просрочки вовсе не следует, что АРИЖК удастся сохранить низкий уровень просрочки и в дальнейшем. "На уровень просрочки влияет множество факторов, в частности, увеличение числа заемщиков, годичный срок поддержки которых истек",— указывает он. "В течение периода помощи нагрузка на заемщика существенно снижена, и это позволяет ему успешно исполнять свои обязательства, сложности с обслуживанием испытывают менее 7% заемщиков,— говорит господин Языков.— По окончании периода помощи заемщику надо гасить и основное ипотечное обязательство, и выданный нами стабилизационный заем, что может оказаться не под силу, если семья не смогла восстановить свои доходы в докризисном объеме или если в семье появились дополнительные иждивенцы (рождение детей, переезд родителей)". Статистика АРИЖК показывает, что 25% заемщиков по окончании периода помощи успешно гасят оба обязательства, еще 70% делают это с некоторыми сложностями и задержками, но в итоге остаются в согласованном графике платежей, у 5% заемщиков возникают серьезные сложности. Источник: bankir.ru.
Рейтинг публикации:
|