К Михаилу Леонтьеву можно относиться по-разному. Но нужно признать, что в его новом фильме много правильного. Во-первых, он совершенно точно избрал способ поговорить о кризисе. Он решил посмотреть на него не своими глазами, а через призму мнений, как это принято говорить, компетентных экспертов. Знаете, есть такая журналистская уловка: даже если что-то знаешь, все равно спроси комментарий у эксперта. Дабы ответственность переложить.
Во-вторых, в фильме Леонтьева довольно много правильных выводов. К примеру, что в ходе нынешнего кризиса американские денежные власти не знали, что делать. Поэтому действовали по первому порыву на основе теоретических методов. Как сказал мне автор, для него это было открытием. Он полагал, что американцы осознанно довели мир до катаклизма, чтобы начать денежную накачку экономики. На самом же деле, вели себя как слепые котята.
За
Честно говоря, я это поняла уже давно, прочитав книгу Алана Гринспена, который более 18 лет рулил денежной политикой США на посту главы Федеральной резервной системы, «Эпоха потрясений». Из этого многостраничного финансового детектива я вынесла главную мысль - все решения самой авторитетной структуры, которая имеет право печатать основную мировую валюту, - принимались методом тыка. Наобум. Исходя из интуиции и ощущений. Проблема нынешней экономики, увы, в том, что она развивается быстрее, чем теоретическая база. Точно также, как происходит с некоторыми детишками, которые растут в длину быстрее, чем успевают подтянуться их внутренние органы. Симптомы такие: слабость, тошнота, головокружения, нарушения координации.
Что еще не вызывает сомнения? В том, что США - это огромная финансовая пирамида, в которую втянут весь мир. Государство благоденствия основано на том, что Штаты производят 20% мирового ВВП, а потребляют 40%. Недостающие деньги занимают, продавая казначейские облигации. Под которые печатает доллары в любом количестве. Ничего не стоящие, замечу, доллары. Ведь нельзя же всерьез воспринимать в качестве обеспечения ВВП США, на большую часть состоящий из услуг финансовых и юридических деятелей. Можно, конечно, в обеспечение долга взять их в рабство, но, боюсь, больше вреда, чем пользы от этого получим.
До нынешнего кризиса, который, в чем тоже соглашусь, с Леонтьевым, еще не дошел до своего пика, все-таки сильно не наглели. Финансовая катастрофа заставила США пойти ва-банк. Обычно после этого или грудь в крестах, или голова в кустах. Пока освобождать место на груди для наград американское правительство, несмотря на всевозможные декларации, не спешит. Это и понятно. Никто сейчас не может с уверенностью сказать, насколько мощным будет взрыв от лопнувшего денежного пузыря, надутого во время кризиса.
Америка - несомненно большая дыра, которая затягивает нас все глубже и глубже. Всех. Без исключения. У них - дыры, а мы - «простодыры».
Но у любой дыры есть дно. Мир, безусловно, подошел к той черте, за которой грядут революционные перемены, сопоставимые по масштабу с Бреттон-Вудской системой, которая сделала доллар главной мировой валютой, приравненной к золоту. Этот кризис показал, что эту обязанность американцы восприняли как привилегию, но напрочь забыли про ответственность. Придет ли что-то на смену доллару? Я не знаю. Как, впрочем, не знает и Леонтьев. Просто из его фильма я поняла, что консервативное лечение не помогает. Пришло время резать «этот отросток к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов». Для того, чтобы мировая экономика начала восстанавливаться, она сначала должна взорваться. Пройти катарсис, если хотите.
Наверное, после этого, когда дым рассеется, и начнет проступать новая мировая финансовая архитектура, о которой так любят поговорить на «большой двадцатке».
Анна КАЛЕДИНА
Против
При всем уважении к многочисленным талантам Михаила Леонтьева (все-таки не каждый экономист способен так яростно и неумолимо заполнять собой телеэфир), меня всегда смущала одна странность. Мне всегда казалось, что для серьезного аналитика Леонтьев удивительно категоричен в суждениях. Я как-то привык считать, что настоящий ученый (а экономика — есть наука) в своих оценках должен бежать от эмоций, как верующий от Сатаны. И пусть с сожалением, но допускать мысль, что — истина на самом деле, штука скользкая, вертлявая. Казалось бы вот она, очевидная, бесхитростная, поддающаяся любому калькулятору, вот она простая, как валенок, в твоих руках... и вдруг р-р-раз, и нет ее. Один самообман...
Фильм «Большая американская дырка» напомнил интервью, который Леонтьев дал мне в 2006 году.
- В 2008 году, когда господство Америки рухнет (после объявленного ухода из Ирака сработает эффект домино), мир будет совершенно другим. - заявил тогда он с заразительной уверенностью.
В разгар кризиса в феврале 2009 Леонтьев сообщил прессе — ну вот и все, пришла смерть доллару.
- Доллар рухнет через считанные месяцы - хватит пальцев одной руки — заявил он, - … происходящее сейчас уничтожит систему расчетов. Произойдет крах всех денежных систем, встроенных в американскую.
Забавно, что заявление видного российского экономиста действительно всегда совпадало с падением курса. Но только не доллара, а рубля. Экономика то ли подсмеивалась над прогнозами экономиста, то ли обидчиво намекала, что устроена значительно сложнее...
И вот, когда пришла очередь смотреть «Американскую дырку», мне захотелось поменять свои рубли на доллары. Это был инстинкт российского обывателя, которого государственные каналы вдруг начинает уговаривать - дескать если и будет дефолт, то только не у нас, а в Америке. И именно янки, - и только янки ( а к примеру, не отечественное правительство) будут во всем виноваты. Ну понимаете... Если что...
А теперь непосредственно о фильме.
Мысль «Дырки» незатейлива - Америка живет не по средствам и обязательно обанкротится.
Об этом говорит конечно, стотриллионный долг, который по мнению автора фильма, обязан похоронить США по всем законам физики. Что такой риск действительно существует — говорят давно экономисты всего мира. Причем за последние два года они наговорили так много, что тема эта стала общим местом... Но одно дело — размышлять над проблемой, другое — ее эксплуатировать. То что Леонтьев неравнодушен к гнилому Западу (а также к Грузии и оранжевой Украине) не как экономист, а как, извините, политик (а может быть пропагандист), бросается в глаза.
Да, Леонтьев убедителен, но для ученого - слишком категоричен. Он почему-то не обращает внимание на природу загадочной устойчивости Америки, которая успешно держится на плаву несмотря на все тяжелые прогнозы. Ведь как ни парадоксально, США спасают сами кредиторы. И Китай и Россия и весь мир, чьи валютные запасы имеют зеленый цвет, никогда не решаться обрушить доллар, так как в этом случае потеряют все. Экономики сложатся, как карточные домики. Поэтому в унисон разговорам о скорой смерти бакса все платят за нефть ни рублями ни юанями и другими тугриками — а только долларами. И сколько угодно можно говорить о несправедливости содержания американцев за счет всего мира, впереди не видно даже намека на новую валюту будущего. Евро? Греки с ним уже расправились. Юань? Возможно, но только в случае победы мирового социализма. Рубль? Мда...
Поэтому сила американской валюты, не поддается калькуляции — это чистая психология. Когда нет серьезной альтернативы, люди обязательно выберут привычное зло. Когда люди выбирают привычное зло — не появится альтернативы. И хотя эта конструкция — действительно выглядит неустойчивой, она может издеваться над прогнозами Леонтьева целыми столетиями.
Владимир ВОРСОБИН