Захар Прилепин - о политических и религиозных национальных
идеалах, Глебе Жеглове и Поклонской, Матильде и ни в чем не повинном
интеллигенте. А ещё о том, почему русский человек смотрит, как
приговоренный, на малаховых и киркоровых, но стремится к высокому. Не
все бесспорно, но весьма разумно и актуально. Годится для внимательного
прочтения и серьезного размышления. Цитирую без купюр.
"Два случившихся почти одновременно скандала в
культурной сфере – один вокруг ареста режиссера Кирилла Серебренникова,
другой, связанный с выходом фильма «Матильда» Алексея Учителя, –
выявили сразу несколько важных вещей.
Во-первых, стал явствен
высокий уровень приверженности к консервативным ценностям в обществе.
Во-вторых, обозначилась и необычайная, так сказать, взвинченность этого
общества и, более того, готовность активной части населения идти на
конфликт.
Одна моя хорошая знакомая в соцсетях очень верно
сформулировала, рассуждая о населении современной России: на майдан
россияне не купятся, но через «скрепы» к ним зайти можно. С тыла.
Да,
заинтересованные в тех самых «великих потрясениях» манипуляторы
наверняка уже поставили себе галочку: проект «либеральная оппозиция на
площадях России» в полной мере не работает, так как касается в основном
столичной богемы и малой части студенчества и школьников, тоже, кстати,
чаще всего столичных. Казалось бы, веру в разбалансировку российской
ситуации можно было бы надолго похоронить, но надежда явилась с
неожиданной стороны.
Весьма серьезная часть общества резко
возбудилась в связи со скандалом вокруг режиссера Серебренникова –
спектаклей которого подавляющее большинство неожиданных сторонников его
ареста не смотрело и ознакомилось с ними в лучшем случае по кратким
нарезкам в сети Интернет либо по пересказам других людей, которые,
впрочем, тоже ничего не смотрели.
«Вор должен сидеть в тюрьме!» – с
необычайной убежденностью повторяют отдельные патриотически
ориентированные граждане России, цитируя, между прочим, героя Высоцкого
из фильма «Место встречи изменить нельзя». Загвоздка в том, что опер
Глеб Жеглов, которого играл Высоцкий, согласно сюжету фильма, чуть не
упек в тюрьму ни в чем не повинного интеллигента, которого играл Сергей
Юрский.
Что характерно, роман братьев Вайнеров, по которому был
поставлен фильм, назывался «Эра милосердия». Пафос этого названия прост:
такие ребята, как Глеб Жеглов, нужны, но авторам очень хочется верить,
что их методы больше не будут востребованы.
Собственно, плюс-минус
та же самая история сложилась и вокруг имени Учителя. Фильма его никто
не видел, но многочисленные ревнители и охранители отчего-то на полном
серьезе считают возможным объявить, что и смотреть его не надо – мол, не
обязательно пробовать, хм, навоз, чтоб понять, что это навоз.
А что, и с Тарковским – с ним так же? Или, там, с Феллини? С Бертолуччи? Пробовали? Или заранее определялись, по цвету?
Сомнений
нет: последняя четверть века – годы, прошедшие под знаком непрестанных
развенчаний всего и вся. Либеральная интеллигенция сточила свои сияющие
фарфоровые зубы на российской истории, надкусывая ее то там, то здесь и
перетряхивая все национальные идеалы – от политических до религиозных.
Все это русскому человеку обрыдло.
Русского человека можно
понять, он устал. Он устал и раздражен. Он хочет красоты и веры, он
стремится к высокому. Смотрит, как приговоренный, на малаховых и
киркоровых, но к высокому стремится все равно.
(Не отдавая себе
отчета, что и Серебренников, и Учитель – во многом, хотя не во всем,
конечно, – именно что антиподы той цветущей пошлости, в которую мы
погружены.)
Объяснимое раздражение русского человека вкупе с
его стремлением к идеалам и с готовностью за них ругаться и даже драться
можно, как нам кажется, весьма успешно использовать в деструктивных
целях. Тут только надо момента дождаться и начать щепки подбрасывать.
Смотришь,
а «ночные волки» уже нагоняют каких-нибудь дневных зайцев, черная сотня
атакует красные революционные шаровары, казаки жгут театры,
развращающие молодежь, а заодно рынки, отравляющие молодежь, нацмены
атакуют казаков, вместе хором они кричат «Хватит кормить Кавказ!»
(Башкирию, Татарстан, Якутию и далее по списку), ленинисты защищают
Мавзолей до последнего монархиста, националисты мочат империалистов,
самые «православные» душат по углам «коммунистов»… ну и так далее. Вот
это будет заваруха – никакому Майдану не снилось.
Зачем
ссорить людей, выступающих за «крымнаш» (донбасснаш, сириянаша), и
людей, выступающих против? Надо устроить ссоры внутри тех, для кого
«крымнаш»! Главное – придумать повод.
К примеру,
восстанавливаем памятник Дзержинскому – и подзуживаем тех, кто
большевиков считает демонами и палачами русского народа, прийти и
помешать этому. Пусть православные активисты и ретивые сталинисты
сойдутся в битве не на жизнь, а на смерть.
Или начнем снос Мавзолея! – подзуживая большевиков и тех, кто по ним ностальгирует, приёти и спасти Ильича от поругания монархистами.
Или свершаем и первое, и второе вместе сразу;
а еще надо, к примеру, Чулпан Хаматову и Константина Райкина обвинить в
чем-нибудь и запустить слух, что им впаяют по 25 лет строго режима, а
следом столкнуть лоб в лоб колонну, которая приветствует их возможный
арест (с плакатами «Чулпан должен сидеть в тюрьме!»), и колонну, которая
преследование артистов не приветствует, в том числе потому, что сама
состоит из артистов. Ой, что будет, ой.
Еще вчера казалось,
что Федор Бондарчук, Евгений Миронов и Даниил Козловский – всенародные
любимцы и участие их в тех или иных проектах, будь то заступничество за
коллег по цеху или актерские роли в фильме «Матильда», способно
послужить охранной грамотой или хотя бы поводом к минимизации народного
гнева. Не тут-то было!
Фильмы Серебренникова и Учителя смотрели, и
это не преувеличение, миллионы людей. Миллионы! Помню, какой восторг
вызывал у публики фильм Серебренникова «Изображая жертву» (который мне
радикально не нравился). И даже его мрачнейший (но мастерски
выполненный) «Юрьев день» людям пришелся по вкусу, причем именно что в
глубинке. А когда я пожимал плечами и говорил «Не слишком ли мрачно?»,
мне в Омске, Томске, Тюмени и Рязани отвечали: «Нет, мы так живем». А
ведь Серебренников еще и народные сериалы снимал про ростовских
бандитов!
Все фильмы Учителя шли и в кинотеатрах, и по
телевидению: и зрителей, и поклонников у них было более чем достаточно,
тем более что Алексей Ефимович, вообще говоря, вполне себе
консервативный мастер и цели показать русскому народу, что он раб, быдло и прореха на человечестве, этот режиссер никогда не ставил.
И что? Да ничего.
Сказано,
что эти люди решили поругать наши святыни, потому что ничего другого
они не умеют, – значит, так тому и быть. Смотри, что вздумали:
императора в год революции опорочить.
Тут уже не имеет значения,
что сценарий про императора и балерину Учитель предлагал писать мне еще
лет семь назад (я отказался, мне было не интересно). Тогда же я
присутствовал при кастинге актеров в этот фильм: выйти он мог еще года
три назад, но работа затянулась – и доползла до 2017-го. Никакого
коварного умысла не было, так совпало.
Но это все мелочи, это мало
кого волнует! Стоит жуткий шум, плавно переходящий в террористическую
угрозу и возможность уличных столкновений. Интеллигенция – даже
патриотически ориентированная! – ни о чем с народом договориться не
смогла: вот что стало мучительно ясно.
В свою очередь, белые
патриоты и красные патриоты в России оказались настолько бестолковы, что
за столько-то лет после 1991 года так и не нашли возможность пожать
друг другу руки, но, напротив, готовы грызть и рвать друг друга.
Так
почему бы их не стравить? Они сами только того и ждут. Вот-вот
закричат, выламывая кол из забора: «С нами Бог! (как вариант: с нами
Сталин, Николай Второй, Ленин и т. д.) – давайте пустим друг другу кишки
скорей!»
Зачем заинтересованным людям ссорить хоругвеносцев с
гей-парадом, если можно столкнуть крестный ход и Бессмертный полк,
например?
И самое главное, как в 1917 году – никаких
авторитетов. Никто не в силах выйти на площадь и сказать: эй, вы что,
остановитесь, всем же будет хуже!
(А всем действительно будет хуже.)
В первом раунде борьбы своих со своими выиграют, как всегда, «либералы» (те, кто у нас так самоназывается): за
ними организационные возможности, гранты, поддержка прогрессивного мира
и прочее, прочее, прочее. Но потом они, конечно, проиграют: как всегда.
Кто выиграет в итоге я, кажется, знаю. Знаю, но вам не скажу.
...но лучше б ничего этого не было".
*****
Остановимся!
Не позволим своим привычкам, стереотипам, заблуждениям, самолюбию, гордыне, нетерпимости….. ослаблять Россию. Давайте будем только укреплять!
Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|