Принцип Питера работает везде — и поджидает каждого из нас на одной из
ступенек карьерной лестницы. Как распознать симптомы и что делать с
сотрудником, достигшим уровня некомпетентности, — рассказывает Игорь
Субботин.
Это было отличное время. Мы с большим
оптимизмом смотрели в будущее — за год обороты и прибыль фирмы
утроились. Затея друзей-стартаперов (мы не любили это слово), которым
«надоело работать на дядю», превращалась в компанию среднего размера.
«Детский сад» заканчивался, мы это почувствовали.
Мы
расширили штат, переехали в новый офис и набрали новых сотрудников.
Старые сотрудники шагнули на одну-две ступеньку вверх по карьерной
лестнице — не всех обрадовали новые должности, но новые зарплаты
понравились всем.
Через 8 месяцев мы закрылись. Это
стоило нам 4 миллиона — столько заказов не было выполнено. Один долг
«по-дружески» завис до сих пор.
Я пересказал вам разговор с
давним знакомым, намеренно убрав из него «отраслевые» детали. Потому что
дело не в отрасли — ситуация «сначала было все хорошо, а потом мы
умерли» может случиться с кем угодно, от дизайнерской студии до цеха
железобетонных конструкций.
Вернитесь на пару абзацев выше,
найдите строчку про сотрудников, которые поднялись по карьерной лестнице
— это оно. То, что сгубило фирму моего знакомого. Называется это
«человек не на своем месте».
Вы думаете, такие фатальные последствия бывают только у больших или средних компаний, а вы пока маленькие и вам это не грозит?
Если действительно так полагаете — срочно вспоминайте поговорку
про то, что случится с худым, пока толстый сохнет. Когда в фирме пять
человек и один из них начинает заниматься тем, чем заниматься не
способен — последствия будут печальными.
Есть
такое наблюдение: далеко не каждый отличный специалист будет хорошим
руководителем. Истории про классных продавцов, превратившихся в
отвратительных руководителей отделов продаж, известны многим. Однако
известны также и случаи, когда какой-нибудь руководитель мебельной
артели волею судьбы становился директором нефтеперерабатывающего завода —
и прекрасно справлялся с новой ролью.
Казалось бы, налицо парадокс — замечательные специалисты
превращаются в кошмарных начальников отделов, а менеджер может
радикально поменять сферу деятельности, не теряя в эффективности.
Парадокса, разумеется, нет. А есть общий принцип управления, остроумно
сформулированный Лоуренсом Джонстоном Питером и известный как «принцип Питера»:
В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности.
Иными словами, в иерархических системах (от частной
фирмы до правительства) человека повышают в должности до тех пор, пока
он не займет ступеньку, на которой уже не сможет справляться со своими
обязанностями. Далее, как правило, повышения не происходит и человек
прочно занимает место, на котором не справляется.
Как работает принцип Питера
1. Компетентные повышаются
Когда
появляется вакансия, кандидата выбирают из числа сотрудников, которые
хорошо справляются с текущими обязанностями. Если сотрудник хорошо
проявит себя и на новом месте — он будет в числе кандидатов на
дальнейшее повышение.
И так раз за разом, до тех пор, пока не займет должность, на которой он уже «не тянет».
- В маленькой компании такие перемещения короче, но и
результаты фатальнее. Был помощник секретаря, перекинули на менеджера по
закупкам, вроде справился, поставили на продажи — и все посыпалось.
2. Некомпетентные не понижаются
Казалось
бы, а в чем проблема-то? Не справился сотрудник, вернули его на
ступеньку ниже, туда, где он показывает хороший результат — и все
отлично, работаем дальше.
Увы, такое случается далеко не всегда. До того, как
некомпетентность в новой должности станет очевидной, пройдет какое-то
время (странно же делать выводы с первых дней, правильно?). За это время
предыдущая должность уже будет кем-то замещена. Отправлять этого «кого-то» на прежнюю должность?
И как вы собираетесь объяснять понижение сотруднику, к работе которого у вас нет претензий? Петя, мы тебя понижаем, потому что Вася не справляется со своей должностью?
В результате, даже если некомпетентность сотрудника в новой должности очевидна, иногда всем проще оставить все, как получилось.
Чем крупнее компания — тем больше вероятность, что неудачное кадровое решение останется в силе.
- А в маленькой компании отменять повышение просто
придется, иначе не выжить. Но смотреть в глаза человеку, который только
устроился в новом кресле и заказал новые визитки, будет трудно.
3. От повышений не отказываются
Казалось бы. Если человек сомневается, что справится с новой должностью — что ему мешает отказаться от повышения?
Серьезно? В мире, где все нацелено на успех, взять и отказаться
от продвижения по карьерной лестнице? А что скажут друзья, коллеги, да и
ты сам себе?
К слову, повышение в должности — это еще и рост зарплаты.
— Дорогая, я тут от дополнительных пятидесяти тысяч отказался, ты рада?
— Конечно, дорогой, даже странно такие вопросы слышать.
4. С уровня некомпетентности не уходят
Ну хорошо, человек
не отказался от повышения, потому что его продвигали, на него давили,
да и сам он совсем не против попробовать себя в новой роли — почему нет,
собственно? Кто сказал, что не получится?
Но вот новая должность получена, некомпетентность проявилась в
полный рост — что мешает отказаться от работы, с которой не
справляешься? И тут на помощь принципу Питера приходит лауреат
Шнобелевской премии, любимый многими эффект Даннинга — Крюгера.
Который кратко звучит так:
Некомпетентные люди не способны оценить свои действия как ошибочные именно в силу своей некомпетенции.Если грубее: умный в себе сомневается, а дурак никогда.
Человек, с которым вы расстанетесь по причине
некомпетентности, легко может унести с собой обиду: недооценили, это
зависть, меня подставили, я только начал все налаживать.
К чему приводит игнорирование принципа Питера
Ни к чему хорошему, разумеется.
1. Иерархический регресс
Масштабная иерархическая система
с большим количеством ступеней постепенно заполняется некомпетентными
сотрудниками на всех уровнях. Это приводит к регрессу и снижению
эффективности всей системы.
- Вниманию небольших компаний. Если вы думаете, что вам в
этом плане проще — вы заблуждаетесь. Все наоборот — как раз для вас
любая ошибка может стать критичной. Почему — смотрите следующий пункт.
2. Работают компетентные
Из предыдущего абзаца можно сделать вывод, что любая структура постепенно приходит к коллапсу, так как работать не может никто.
В реальности, как видим, этого не происходит. Потому что работу
выполняют сотрудники, еще не достигшие своего уровня некомпетентности, а
только двигающиеся к нему. Иерархическая система всегда имеет
пирамидальную структуру — на каждой следующей ступеньке вакансий всегда
меньше, чем компетентных кандидатов внизу. Они и работают, спасая всю
систему.
- Маленьким фирмам в этом плане труднее — если из пятерых
сотрудников один становится «вредителем», потенциала четверых оставшихся
может не хватить на минимизацию разрушительных последствий.
- Но
маленьким и проще — результаты некомпетентности проявляются быстрее,
они проявляются нагляднее и несут настолько очевидную угрозу, что долго
закрывать на это глаза невозможно.
3. Симуляция компетентности
Сотрудник,
достигший уровня некомпетентности, может не осознавать этого, но
подсознательно понимает, что происходит что-то не то. И начинает
заменять реальную компетентность ее симуляцией — появляется склонность к
формализации работы, требования от подчиненных соблюдения строжайших
бюрократических регламентов и правил, даже если они бессмысленны.
Главное, чтобы активность была заметна внешне.
Диагностика
Описанная выше симуляция — самый очевидный
признак. Если кто-то из ваших коллег шумит больше необходимого, жалуется
на перегрузку, подробно рассказывает о своих свершениях — стоит
присмотреться, что там у него происходит. Возможно, это шумовая завеса, а
не звук работающего двигателя.
Помогает также система продуманных KPI, планирования и отчетности. Вообще любая система, которая позволяет оценивать эффективность работника.
Ничего революционного — просто сравнение общих показателей. Если у вас
несколько сотрудников и один из них вызывает вопросы, сравнивайте их
результаты. Если заподозрили неладное в отношении
единственного-неповторимого работника — изучите динамику его
результатов, сравните аналогичные периоды. Если поставили нового
начальника отдела — убедитесь, что он показывает рост, который обещал
вам, когда усаживался в это кресло.
Как с этим бороться?
Есть три способа убрать с должности
сотрудника, показавшего свою некомпетентность, — если нельзя просто
вернуть его на ступеньку ниже или уволить.
Продвижение наверх. Первый вариант самый плохой, но довольно распространенный в больших организациях — продвижение наверх.
Рассказывают про одного министра, которому в качестве заместителя
предложили однофамильца, сделавшего в этом министерстве
головокружительную карьеру. Буквально — от курьера до кандидата в
заместители за несколько лет. Подивившись такому феномену, министр
встретился с однофамильцем и в результате недолгого разговора убедился в
его фантастической бестолковости. Буквы помнил все, а вот цифры уже не
очень.
Стали разбираться и оказалось, что когда его взяли работать
курьером, кто-то пустил слух, что новичок — родственник САМОГО,
отправленный в опалу. Которая может прекратиться в любой момент.
В результате каждый начальник стремился как можно быстрее
избавиться от бесполезного сотрудника, но при этом любые другие
варианты, кроме повышения, считал опасными для собственной карьеры.
- В маленьком коллективе этот вариант неуместен. У вас
просто нет стольких уровней иерархии. Но если человек очень ценен для
компании — придется придумать.
Продвижение в сторону. Два других варианта одинаковые по названию, но разные по смыслу.
Первый вариант «продвижения в сторону» во времена советской
бюрократии назывался «отфутболить на чердак». Когда человека нужно
убрать с влиятельной должности, без формального понижения, но с
отстранением от реальной власти — его переводят на какую-то почетную и
громкую, но бессмысленную должность.
Был управляющий директор, а стал вице-президент по стратегическим контактам с внеземными цивилизациями негуманоидного типа.
Ну и, наконец, самый правильный вариант — продвижение мимо иерархии — на отдельную ветку развития.
Из известных мне примеров — хороший маркетолог не потянул работу
начальника маркетингового отдела, но отлично справился с созданием и
руководством отдела мультимедийной рекламы. Не потеряли хорошего
специалиста, создали новое направление, все счастливы.
- Иногда такие люди становятся евангелистами, хорошими
спикерами на отраслевых конференциях, умелыми наставниками или
исследователями. Если у вас есть ресурс для содержания такой персоны —
повезло и ему, и компании.
Что же делать с принципом Питера?
В
первую очередь не паниковать. Перед нами все же не закон гравитации, а
наблюдение, с которым согласны далеко не все (тот же Сирил Паркинсон,
автор знаменитых законов Паркинсона, критиковал его довольно жестко).
Но практика все же подтверждает, что что-то такое в принципе Питера есть — так что его следует учитывать.
И быть готовым, что любое повышение, каким бы логичным оно ни
казалось, может оказаться ошибочным. И в этом никто не будет виноват.
Просто эта система работает вот так — пока сотрудник не достиг уровня своей некомпетентности, никто не знает, где этот уровень находится.
Фокус лишь в том, что у большой компании есть запас прочности. А
маленький дружный коллектив, выживающий в надежде на приток инвестиций
«когда мы выкатим рабочую версию», может и не выдержать. И это
управленческий риск, на который вы идете осознанно — теперь, когда
прочли о принципе Питера ))
Как снизить этот риск?
Мы уже рекомендовали использовать
все доступные вам KPI — старайтесь контролировать сотрудника, который,
по вашему мнению, близок к порогу некомпетентности.
Испытательный срок — это не фантазия кадровика. Это как раз
защита от ошибки при назначении некомпетентного работника. Не относитесь
к нему формально, четко договоритесь с человеком, что в конце срока
проведете анализ и — без обид — все может быть возвращено в прежнее
состояние.
Если вы сами ощутили какое-то неустройство при обсуждении новых
обязанностей, займитесь самоконтролем. Смотрите сами свои KPI — до того,
как этим займутся другие. Честно ответьте себе, готовы ли вы принять на
себя ответственность — или вас загипнотизировала сумма оклада.
Лайфхак. Трезво посмотреть на ситуацию помогает
детальный план на месяц вперед. Если вы можете легко написать его и рука
тянется планировать дальше — отлично, вы на месте. Если пункты
напоминают классическое «Делаем что-нибудь, что-то происходит, ПРОФИТ!»,
надо остановиться. Возможно, дауншифтинг — это то, что нужно вам прямо
сейчас.