Энергетический кризис перепроизводства в очередной раз дал понять, что нефть и газ являются не только экономическими факторами, но и политическими факторами нашего мира. Энергетическую безопасность вновь осознали в качестве важного камня государственного суверенитета любой страны. В последние годы этим особенно озаботились европейские страны.
Политика и экономика. Кто верховодит в Европе
Энергетический кризис перепроизводства, который возник в последние годы, включает в себя геополитический и экономический аспекты. Он затрагивает даже не столько «цену вопроса», сколько защиту суверенитета разных стран и проблему энергетической безопасности. Энергетический фактор это то, что должно и может объединять Европу как политический проект.
Однако миграционный кризис вынуждает восстанавливать былые политические границы между странами Евросоюза, и на смену интеграции приходит дезинтеграция. Вначале политическая, а за ней и энергетическая. Западная Европа в силу капиталистического миропорядка устроена так, что в основе ее интеграции лежит в первую очередь экономика, а политика является лишь важной надстройкой. Это проявляется в войне санкций, когда Запад полагается в политической сфере на экономику. Таким образом, политическая дезинтеграция региона наталкивается на противодействие экономической, энергетической интеграции.
Проект глобальных перемен
Еще в 2007 году Еврокомиссия разработала и приняла новую энергетическую стратегию «20-20-20», суть которой сводилась к тому, чтобы к 2020 году сократить на 20% выбросы углекислого газа, увеличить долю возобновляемой энергии (сейчас этот показатель не превышает 10%) и повысить эффективность уже используемой. Главное стремление Евросоюза легко считывается — уменьшить зависимость от импорта и монополий в сфере энергетики.
Европа импортирует более половины всей энергии: она на 61% зависит от газа, 42% из которых поступают из России, при этом некоторые страны зависят от российского газа на 100%.
Каков же план европейцев?
Осенью 2007 года Римский клуб подготовил несколько футуристический проект «Солнечный план», в котором рассмотрели идею строительства солнечных батарей в Африке и передачу этой энергии в Европу. План получил одобрение на самом высоком уровне. В общую концепцию также входит строительство Балтийской энергосистемы в 2009 году, чтобы обезопасить Балтику. Следующим проектом выступает южный газовый коридор, по которому газ пойдет из Закавказья и Азии. Другой важный проект — прием сжиженного газа, который поступает из стран Персидского залива. В 2010 году разработали проект Средиземноморского энергетического кольца. Это тот самый «Солнечный план» Римского клуба. Последний вариант Евросоюза — развитие сотрудничества с Норвегией, которая поставляет 255 всего европейского газа.
Европейцы прагматичны, поэтому сроки проекта отодвинули до 2050 года, но реализация проектов уже началась. И вопрос энергетической безопасности занимает приоритетное положение в международных делах Европейского Союза.
Страхи Европы
Несколько нефтяных кризисов, которые случились в 1970-е, 1980-е, 1990-е и в 2000-е годы, в результате которых резкий обвал добычи нефти поднял цены на ресурсы до заоблачных высот, заставил Старый Свет переосмыслить свое положение. К середине 2000-х вся Европа была окутана газо- и нефтепроводами из России, а европейская промышленность плотно «села» на российское сырье.
Дестабилизация в 2007-2008-х годах вынудила Евросоюз задуматься о своей прямой энергетической зависимости от России. Этим и вызван ряд проектов Европейской комиссии. Страны захотели диверсифицировать рынок. Однако конкурентов России пока что найти очень сложно.
Доставка нефти и газа из Персидского залива вызывает ряд опасений из-за прямых военных угроз в этом регионе. Конфликт Саудовской Аравии в Йемене и с Ираном, а также блокировка сухопутного пути через Сирию не вызывают доверия европейцев. Американская сланцевая нефть пока что добывается крайне нестабильно и говорить о долгосрочных контрактах также сложно. Другие европейские проекты требуют огромных затрат, времени и главное — политической стабильности Европейского Союза.
На данный момент Европа не готова отказаться от российских поставок, как бы она к этому не стремилась.
Иван Гог Источник: Слово и Дело.
Рейтинг публикации:
|