Надежды на то, что КНР вытащит мировую экономику из кризиса, могут лопнуть
Ближайшие два года могут оказаться критическими для КНР и всей мировой экономики. Рост китайского ВВП обеспечен сегодня благодаря раздуванию финансовых пузырей, которые могут лопнуть, ввергнув в спад Поднебесную и породив новую волну мирового кризиса. Такие предостережения звучали в четверг в ходе видеомоста Москва–Пекин, в котором участвовали китайские и российские экономисты. Наиболее тревожным симптомом эксперты считают тот факт, что цены на недвижимость в Китае вплотную приближаются к уровню США.
Судя по осторожным прогнозам экспертов и международных организаций, мир понемногу оправляется от кризиса во многом благодаря Китаю, экономика которого стала локомотивом мирового оживления. Китай наращивает собственное производство, увеличивает закупки сырья и стимулирует тем самым мировую торговлю и промышленность. Однако, как предупреждают независимые эксперты, китайский рост объясняется многочисленными пузырями, которые продолжают надуваться во второй по объему мировой экономике в самых различных сферах.
«Китайские пузыри еще не достигли критических уровней, и год-два мир сможет жить под зонтиком «китайского чуда», – считает управляющий директор компании «Арбат Капитал» Александр Орлов. – Но в конечном итоге проткнуть их придется». Сдувать пузыри придется, возможно, самим китайским властям – и это хороший вариант, поскольку при нем падение мировой экономики будет неглубоким и относительно быстрым. Но не исключено, что пузыри начнут лопаться в неуправляемом режиме, что грозит более тяжелыми последствиями.
По данным Орлова, в китайской экономике надувается как минимум шесть опасных пузырей. Во-первых, курс национальной валюты КНР к доллару является очень низким, не отражая торговых условий Китая. Во-вторых, негативным фактором является избыток денежной массы, обусловленный огромными программами стимулирования экономики и необходимостью печатать юани для сохранения заниженного курса национальной валюты против валют основных торговых партнеров. В-третьих, проблемой является избыточное кредитование, особенно в секторе жилищного и инфраструктурного строительства. В итоге, как поясняют аналитики «Арбат Капитала», к концу 2009 года суммарный объем коммерческих кредитов в КНР составил 40 трлн. юаней – 5,85 трлн. долл., что на 32% выше, чем в конце 2008 года, и в 20 раз больше уровня 1992 года. В-четвертых, проблемой для Китая является массовое увлечение населения фондовым рынком. В частности, количество открытых брокерских счетов уже приближается к суммарному количеству населения России, еженедельно увеличиваясь на 300–350 тыс.
Наконец, тревожит дисбаланс закупок и конечного потребления сырья в стране. На финансовых рынках давно существует мнение, что именно китайский спрос на сырьевые товары является основанием для постоянного роста цен на них. Однако закупки сырья компаниями КНР зачастую выступают такой же спекулятивной игрой на повышение, как и сделки американских спекулянтов на фьючерсном рынке. Это связано с тем, что значительные ограничения на операции по финансовому балансу из-за сложностей с вывозом капитала за рубеж заставляют китайцев инвестировать в сырье под видом закупок для бизнеса (пятый пузырь).
Как пояснил Орлов, огромный прирост парка автомобилей в Китае, который в прошлом году стал крупнейшим авторынком в мире, не сопровождается сколько-нибудь похожим увеличением потребления бензина, а ведь это было одним из основных факторов роста цен на нефть. «Китайское производство сегодня – это производство в основном в запасы, – продолжил он. – Экономика растет, растет спрос на сырьевые товары, за что китайцам большое спасибо от наших производителей энергоресурсов и металла. Но сегодня в Китае потребление сырья настроено на производство ради производства». Это проблема, которая в свое время сгубила советскую экономику, которая работала не на потребителя, а ради показателей, считает он.
Как добавил советник компании экспертного консультирования «НЕОКОН» Алексей Кузьмин, сдувать пузыри больно и страшно, но сделать это придется. «Как это получается? Машина вроде бы у потребителя, но она не имеет потребительских свойств, то есть не ездит по улицам, проще говоря», – говорит он.
Кроме того, эксперты отметили, что рост цен на недвижимость в КНР вновь начинает приближаться к 10% в год, что не так много по российским меркам, но в разы превышает инфляцию в стране (шестой пузырь). «Сегодня цены на недвижимость в Китае вполне сопоставимы с американскими, а сравнивать уровень доходов потребителей просто невозможно из-за гигантской разницы, – говорит Орлов. – Но квартиры, которые сегодня строятся, китайские потребители в своей массе купить не в состоянии, поскольку копить на нее всей семье придется не менее 15–16 лет».
В ответ китайские коллеги принялись оправдываться, признавая, впрочем, что быть локомотивом мировой экономики для одной (пусть даже огромной по экономической мощи) державы чрезвычайно сложно. «На фоне спада внешней торговли власти страны вынуждены были принять ряд мер по повышению внутреннего спроса, – отметил сотрудник Исследовательского института по вопросам мировой политики и экономики Сюй Циюань. – Именно благодаря этому объем производства упал не так сильно, как внешняя торговля». Действительно, китайские потребители приобрели очень много автомобилей, и очень многие из них реализовали свою давнюю мечту благодаря кредитам, пояснил, в свою очередь, начальник лаборатории Института количественной и технической экономики Китайской академии общественных наук Фань Минтай. «Но я не уверен, что они стоят без дела, к тому же рост импорта нефти у нас вырос – примерно на 5%», – предположил он. При этом наличия пузырей на рынке капиталов сами китайские аналитики не наблюдают. «Но на рынке недвижимости есть такая тенденция – очень опасная, поэтому, как я полагаю, в этом году нам нужно будет предпринять очень серьезные меры, чтобы снизить темпы инфляции и предупредить возникновение мыльных пузырей. На рынке недвижимости – прежде всего», – уточнил Фань Минтай.
Что касается возможности нового кризиса, то здесь мнения отечественных аналитиков разделились. По мнению замдиректора Центра развития ГУ-ВШЭ Сергея Смирнова, в краткосрочном и среднесрочном плане от китайской экономики ничего плохого ждать не приходится. «Прежде всего потому, что Китай сейчас проходит этап индустриализации, который везде отличается ростом внешнего и внутреннего спроса, – пояснил он. – И этот период займет еще 20–25 лет». В свою очередь, Алексей Кузьмин уверен, что нынешнее улучшение ситуации вряд ли говорит о выходе из кризиса. Скорее это передышка перед новым витком проблем. А китайские коллеги подытожили, что угроза нового кризиса, если он все-таки случится, будет исходить опять же со стороны США, но никак не из Поднебесной. Источник: ng.ru.
Рейтинг публикации:
|