Минувший год завершился двумя событиями, которые в дальнейшем могут круто изменить экономическое развитие целых континентов. Из России и Центральной Азии были пущены две трубы (нефтяная и газовая) в восточном направлении. Так начала сбываться мечта Европы о диверсификации поставок энергоносителей – точнее, об уменьшении энергетической зависимости от России и транзита через ее территорию. Но только эту диверсификацию стали проводить сами экспортеры углеводородов. И вряд ли такой вариант понравится европейцам: они-то думали выбирать поставщиков, а получается, что поставщики будут выбирать себе покупателей.
В последних числах декабря глава правительства РФ Владимир Путин торжественно запустил в эксплуатацию нефтепроводную систему "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью сорта "ВСТО". По новой трубопроводной системе нефть из Западной и Восточной Сибири будет транспортироваться на Дальний Восток, а оттуда танкерами – на любые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Строительство нефтепровода осуществляется в два этапа. Первый, "ВСТО-1", включает строительство ветки "Тайшет – Сковородино" протяженностью 2,7 тыс. км и мощностью 30 млн т в год, а также морского нефтеналивного порта (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн т нефти в год. От Сковородина до порта нефть доставляется по железной дороге, где переливается в танкеры. Собственно, завершение этого этапа и ознаменовал состоявшийся торжественный пуск.
На этапе "ВСТО-2" будет построена линейная часть трубопровода от Сковородина до Козьмина протяженностью 2,1 тыс. км, а порт – расширен. Кроме того, в соответствии с межправительственным соглашением между РФ и Китаем, в рамках проекта ВСТО строится ветка от Сковородина к границе КНР, мощностью 30 млн т в год.
Важно, что система ВСТО будет технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами "Транснефти". Таким образом, создается единая сеть, обеспечивающая оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях. Грубо говоря, не договорились с Европой – отправили в Азию (другое дело, что перекачивать нефть на большие расстояния дороговато). На первом этапе основной ресурсной базой ВСТО будут служить месторождения Томской области и Ханты-Мансийского округа – регионов, на ресурсы которых очень рассчитывает Европа. Теперь этими запасами придется делиться с Азией.
То же самое – с центральноазиатским газом, до которого теперь дотянулся Китай. Газопровод "Центральная Азия – Китай" несмотря на кризис был построен в рекордные сроки. Соглашение о строительстве было подписано в апреле 2006 г., а уже в декабре 2009-го труба протяженностью более 7 тыс. км была готова. Пропускная способность газопровода к 2012 г. достигнет 40 млрд кубометров в год, что сопоставимо с масштабами экспорта туркменского газа через Россию. Таким образом, возникла реальная альтернатива поставкам газа в западном направлении. Не менее важно и то, что новый газопровод связал все центральноазиатские государства, располагающие значительными запасами газа (Туркмению, Казахстан и Узбекистан), с одним из крупнейших в мире потребителей углеводородов – Китаем.
Впрочем, если разобраться, это не такая уж завидная возможность. Труба, ведущая к единственному потребителю, – мышеловка для экспортеров. Они вынуждены будут играть по китайским правилам, в частности, при определении цены на поставляемый газ. Ведь если их не устроят условия, предлагаемые Пекином, то экспорт газа по восточной трубе просто остановится. Китай же в обозримой перспективе будет иметь возможность выбирать поставщиков, ибо у него много предложений и он не настолько "подсел" на импортный газ, как, скажем, Европа. А вот центральноазиатские республики давно и сильно зависят от экспорта газа, так что они и впредь будут вынуждены выбирать между неуступчивыми "Газпромом" и Китаем.
Россия, в отличие от южных соседей по СНГ, поступила гораздо осмотрительнее, решив протащить, несмотря на имевшиеся сомнения, свой экспортный нефтепровод до самого Тихого океана. Были предложения (весьма настойчиво инициировавшиеся китайской стороной) ограничиться прокладкой трубы из Восточной Сибири в Китай. Был даже проект "Ангарск – Дацин", который в конце прошлого десятилетия готовился осуществить "ЮКОС". Тогда вся нефть этого региона оказалась бы "замкнутой" на Китай, и мы в итоге получили бы те же проблемы с ценовой политикой. В нынешнем варианте российский экспорт нефти на восток не сильно зависит от Китая, который будет "отсасывать" из ВСТО меньше половины потока. Причем, если дела не заладятся, то и эти объемы можно будет направить в порт Козьмино.
В целом же надо признать, что Азия все сильнее разворачивает мировой энергетический транзит в свою сторону. Собственно, в данном случае речь идет о восстановлении "географической справедливости": Азия борется за ресурсы, находящиеся на ее территории, не желая всецело отдавать их Западу. Конечно, это не значит, что Европа вскоре останется без нефти и газа. Однако ей придется относиться к экспортерам повежливее. И Россия, как главный транзитер центральноазиатских углеводородов на Запад, тоже восприняла это предупреждение. В конце декабря, сразу же после открытия газопровода "Центральная Азия – Китай", в Туркмению приехал президент РФ Дмитрий Медведев. Он договорился со своим туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухаммедовым о возобновлении приостановленных в апреле 2009 г. поставок газа. Россия впервые согласилась рассчитывать цену на туркменский газ на основе "европейской формулы" вместо прежней оговоренной стоимости. Источник: utro.ru.
Рейтинг публикации:
|