«Горячие темы» западных блогов – сколько в мире банкнот, пузырь по-шведски, стратегические дефолты. // Дмитрий Балковский, специально для Bankir.Ru
Краткая история британского банкротства
Банкротство Британии – это позавчерашняя новость. «Из-за нашей политической глупости мы предоставили большей части нации возможность пользоваться средствами из общественного кошелька», написал историк Эрнест Бенн (Ernest J.P.Benn) еще в 1930 году. Современная свобода, автомобили и ипотечные кредиты помогли Британии сдержать напор большевизма. Но стоимость регулирования всего это хозяйства сильно раздула государственные расходы, которые в начале 1930-х равнялись лишь 25% ВВП.
Для фунта это было уже слишком…
Государственные расходы в % от ВВП.
«Если нам даже и удастся избежать национального банкротства, мы уже организовали для производительного меньшинства рабство, куда более тяжелое, чем все предыдущие его (рабства) виды…», написал Бенн.
Прошло 35 лет и Британии опять едва удалось избежать формального дефолта. Однако банкротство «де-факто» оказалось слишком большим искушением.
График ниже: Реальный дефолт Британии (зеленая линия – аккумулированный дефицит бюджета в млрд. фунтов с 1970 года, красная линия - его размер в фунтах 1970 года с поправкой на инфляцию).
Так же как и в случае дефолта 1931 года, когда Британия отказалась от золотого обменного стандарта и в обмен на старые фунты предложила ни чем не подкрепленную бумагу, с 1970 года государство обслуживает свои долги с помощью обесцененных банкнот.
До 1931 года только Карл II отказался платить по счетам в 1672 году, приказав прекратить выплату процентов по тем долгам, на обслуживание которых не было выделено специальных налоговых поступлений. А тем временем на континенте Франция частично или полностью банкротилась 4 раза в XVII столетии, а затем повторно в 1714, 1721, 1759, 1770 и 1788 годах.
В наши дни иммунитет Британии к «французской болезни» сильно ослабел.
«Многие комментаторы обращают внимание на риски, возникающие от неспособности контролировать государственные расходы и дефицит», говорит Филипп Хаммонд (Philip Hammond), спикер консерваторов по вопросам государственного долга.
Принимая во внимание вероятную победу тори в 2010 году, следует процитировать его слова более подробно: «Мы верим, что именно активистская монетарная политика Банка Англии – низкие процентные ставки и поддержка экономики с помощью количественного смягчения – помогла нам пережить рецессию и считаем необходимым оставить эту политику неизменной на период выздоровления... Мы сможем это сделать только, если мы контролируем размер дефицита и послать ясный сигнал рынкам, что у нас есть план... Никто не говорит о том, чтобы сокращать государственные расходы в 2010 году, но надо с чего-то начинать. Лейбористы планируют увеличение расходов на 30 млрд… Мы думаем, что это слишком. Мы бы сократили это число».
Как мы уже давно подозревали, «новые тори» Дэвида Кэмерона понимают необходимость сокращения государственных расходов. Я тоже самое могу сказать о своем пятилетнем ребенке и даже о своей кошке. Но в отличие от ситуации конца 70-х, никто даже не осмеливается помыслить о сокращении роли государства в экономике, не говоря уже о его расходах.
Возврат к Тэтчер? Было бы неплохо. А после 10 лет непрерывного роста цен на золото, растущих дефицитов, рекордно низких процентных ставок и неприкрытой девальвации фунта, держателям британских облигаций следует обратить более пристальное внимание на размер государственного долга страны и планы ее следующего правительства.
Сколько в мире банкнот
На сентябрь 2009 года общая ценность банкнот и монет, обращающихся в мире, равняется $4.5 трл.
График показывает темпы роста всемирного предложения денег с 1971 года, так как последняя валюта, конвертируемая в золото (американский доллар), перестала быть таковой 15 августа 1971 года.
С тех пор размер глобального предложения денег продолжает рост со скоростью в 9,09% в год. Четыре крупнейшие валюты (доллар, евро, иена и юань) занимают 75% от общего количества банкнот и монет в мире.
Количество денег в обращении испытывает лавинообразный рост. В 1990 году оно пересекло порог в $1 трлн., в 2002 – $2 трлн., а в начале 2008 года – $4 трлн.
Пузырь по-шведски
В пику дефляционистам доказательства со всех концов света демонстрируют нам, что легкие деньги продолжают надувать пузыри. Яркий пример – это Швеция, где сверхнизкие ипотечные ставки вызвали взрывной рост цен на недвижимость.
Шведские власти проводят сверхлегкую монетарную политику даже по сравнению со своими скандинавскими соседями.
Вот что обо всем этом говорит шведская Dagens Nyheter:
«Самые дешевые в Европе ипотечные кредиты, снижение налогов и дефицит жилья. Это лишь некоторые из причин, по которым цены на недвижимость в Швеции бьют новые рекорды и все это посреди глубокой рецессии. Эксперты предупреждают о жилищном пузыре.
Шведские ипотечники находятся в отличной форме. Риксбанк (шведский центробанк) поддерживает ключевую ставку на уровне 0,25%, тогда как в Дании и Норвегии она равняется 1,25%, а в остальной Европе – 1%. Плавающие процентные ставки в Швеции находятся на уровне 1,6%.
Дешевая шведская ипотека – это главная причина роста цен на жилье. Они резко упали после банкротства Лиман в сентябре 2008 года, но с начала текущего года растут вновь. Так за последний год квартиры подорожали на 5%, а дома на 2%.
Уменьшение подоходного налога и отмена налога собственность также подогрели ажиотаж. Еще одна причина роста – это дефицит жилья. В 2008 году в Швеции было построено 21500 квартир, и это количество считалось недостаточным. В этом году квартир будет построено на треть меньше.
Полгода назад многие эксперты предупреждали, что растущая безработица может привести к падению цен на рынке жилья. Теперь они предупреждают о пузыре. Главный экономист банка Nordea Аника Винст (Annika Winsth) неоднократно предупреждала о жилищном пузыре, а управляющая SEB Анника Фалкенгрен (Annika Falkengren) недавно заявила, что и цены на жилье и фондовый рынок поднялись слишком высоко за 2009 год.
В отчете Риксбанка о монетарной политике на прошлой неделе было написано, что «существуют доказательства, что цены на жилье находятся на чуть более высоком уровне, чем следует». Отчет также говорит об опасностях «слишком оптимистичных ожиданий по поводу процентных ставок и более экспансивной кредитной политики».
Похоже, что цены на жилье в Швеции продолжат расти в течение некоторого времени.
Стратегические дефолты: ипотечный брокер советует бросать кредитную недвижимость
Федеральное правительство США прилагает большие усилия, чтобы убедить как можно большее количество заемщиков продолжать платить по кредитам. На данный момент большинство из тех, у кого размер кредита больше текущей стоимости недвижимости («под водой»), платят. Но есть и диссиденты…
Один из самых известных американских блогерров, Майк Шедлок или Миш (Mike Shedlock) собирает истории с линии фронта.
Пишет ипотечный консультант из штата Мэриленд Майкл Бекер (Michael Becker):
«Мне все время звонят люди в поисках рефинансирования и, когда я узнаю как они глубоко под водой, я им советую бросить недвижимость. Я также рассказываю о последствиях такого решения. Например, ипотечное банкротство останется в вашей кредитной истории на 10 лет. Но если вы даже и бросили свой дом, уже через 3 года вы сможете опять совершить покупку недвижимости. Раньше этот срок равнялся двум годам, но Фанни и Фредди удлинили его, чтобы запугать заемщиков. Я говорю им, что если они бросят дом, им нужно иметь одну приличную машину и кредитную карту. Машина нужна потому, что после банкротства им будет сложно получить хорошую ставку по автокредиту в течение некоторого времени, а кредитка поможет восстановить кредитный счет. Самая большая ошибка, которую можно сделать после банкротства, это не возобновить кредитную историю. Я думаю, что в будущем правила будут изменены и людям позволят покупать дома через 2 года после банкротства, в противном случае сотни тысяч людей будут изгнаны с рынка и это плохо для всех.
На днях я ужинал с друзьями, супружеской парой. Они рассказали о своей ситуации. В 2007 году они купили квартиру в Арлингтоне, штата Вирджиния, заплатив за нее $300000. С тех пор ее оценочная стоимость упала до $200000, а они все еще должны за нее $295000. Они могут платить по кредиту, но думают о том, чтобы бросить квартиру. Размер их ежемесячного платежа $2300. Я спросил, сколько будет стоить снять похожую квартиру, и они сказали - $1200-1300.
Я уверенно заявил, что им нет смысла платить по кредиту. Им следует перестать платить и посмотреть, сколько времени займет процедура банкротства. Вполне возможно они смогут 6 месяцев бесплатно жить в этой квартире.
Муж со мной не согласился, сказав, что они тем самым испортят свою кредитную историю, а цены тем временем снова пойдут вверх. Я ответил, что банкротство останется в их деле на 10 лет, но если очень постараться, они смогут исправить свой кредитный счет за пару лет. Я знаю многих кому через год после банкротства удалось восстановить свой кредитный счет до отметки выше 700 очков (очень высокий). А что касается возврата к докризисным ценам, то на это уйдет, по крайней мере, 10-15 лет.
В общем, ипотечное банкротство – это не конец света, посоветуйтесь с юристом и будьте смелее».
График недели: финансовая бойня (Сити, GE, Банк оф Америка)
Карикатура недели
Свиной грипп? – Банкир. Источник: bankir.ru.
Рейтинг публикации:
|