На этой неделе весь западный мир вспоминает одну из самых печальных страниц своей истории. 80 лет назад - в конце октября 1929 года на Нью-Йоркской бирже началось обвальное падение акций.
То, что мы теперь привычно называем Великой депрессией, длилось практически десятилетие, продолжалось фактически все 30-е годы ХХ века. Падение производства, массовая безработица. Новый курс Рузвельта. Это если не выходить за рамки Соединенных Штатов. Все это будет после того, что произошло в "черном октябре" 29-го года.
Эти события длились всего четыре дня, и в истории экономической науки называются - Биржевой крах. Впервые в истории современности произошло обвальное и по всем позициям обрушение курса акций. До этого на протяжении десяти с лишним лет акции на бирже росли. И это было вызвано вполне понятными обстоятельствами.
Все страны мира, за исключением Советского Союза, жили по законам рыночной экономики, причем в ее первоначальном, так сказать саморегулирующемся или стихийном варианте. То есть по закону "спрос рождает предложение". Фаза роста - более чем оправдана. Мир оживал после Первой мировой войны, как тогда казалось, самой страшной и разорительной. Естественно, что отражением и показателем этого роста - на фондовой бирже был постоянное повышение курса акций компаний-производителей. Миллионы американцев - отнюдь не миллионеров, а самых обычных обывателей - инвестировали свои средства в акции. И привыкли к мысли, что это не просто самое выгодное вложение капитала, а чуть ли не единственно возможное.
Рано или поздно этот мыльный пузырь должен был лопнуть, потому что речь все-таки не о реальной цене за реально произведенный продукт, а о виртуальном измерении экономики - через оценку акций предприятий, которая повсеместно завышена. Однако, кто же знал, когда именно это произойдет, и произойдет ли?
Произошло в октябре 29-го, когда в одночасье промышленный индекс Доу-Джонса, находившейся на отметке 381 и 17 сотых покатился вниз. Все бросились акции распродавать. Только за один день было продано ценных бумаг на сумму 13 миллионов долларов. По тем временам астрономическая сумма! В следующие два дня инвесторы избавились еще от 30 миллионов акций, цены на них рухнули окончательно.
Но это было только начало. Банки, финансировавшие покупку акций кредитами, оказались не в состоянии вернуть долги и проценты и стали объявлять о банкротстве. И только после начался спад в реальном секторе экономики. Который, как уже было сказано, длился несколько лет.
Вот почему, памятуя об уроках черного октября 29-го года, на фондовых биржах теперь другие правила игры. В случае слишком быстрого падения котировок торги просто приостанавливают. То есть возвращают виртуальность в мир реалий.