Падение производства и уровня занятости во вторичном секторе экономики, включающем обрабатывающую промышленность и строительство, характерно для всего Европейского Союза. Его судьба будет решаться на основе научных исследований и развития, гибкого законодательства, доступности кредитов, а также скоординированной в масштабах континента экономической политики и бережного отношения к окружающей среде.
Переход от государственного бюджета к реальности - короткий. Очевидное влияние недавнего кризиса сказалось на нынешнем состоянии промышленности на европейском уровне.
Пульс с трудом прощупывается, и врачи из Брюсселя не дают обнадеживающих прогнозов. Но в сердце Европы задумываются о методах лечения и с надеждой смотрят в будущее. В настоящий момент показатели говорят о наметившейся тенденции к стабилизации во вторичном секторе. Согласно докладу Европейской комиссии о состоянии производства и предприятий в мае, экономический рост предвидится только в 2014 году. Нет согласия по объемам будущих инвестиций. Европейская комиссия говорит о росте в 2,3%. Международный валютный фонд более осторожен в своих прогнозах и дает цифру в 1,3%.
Возрождение производства связано с четырьмя вопросами, различные аспекты которых обсуждаются в Брюсселе членами Евросоюза. Они имеют разную экономическую структуру и общую проблематику.
Первым пунктом повестки дня является вопрос об инвестициях в исследования и развитие (R&S). Во многих странах они составляют гораздо меньше 3% (такого уровня вложений необходимо достигнуть к 2020 году). В послекризисных условиях после проведения мер жесткой экономии частный сектор в Европе испытывает трудности в финансировании исследований, в то время как Китай и Соединенные Штаты продолжают делать все больше инвестиций в R&S.
Кроме того, Европа платит за то, что ее промышленность преимущественно формируется за счет малых и средних предприятий. Поэтому сравнивать собственную деятельность с американской невозможно, хотя нужно отметить, что небольшой размер предприятий не представляет ограничений для развития.
Например, для проведения исследований нет необходимости сосредоточивать различные компоненты процесса в одном месте. При условии устойчивой инфраструктуры и адекватного законодательства было бы вполне естественно создавать исследовательские группы, состоящие из специализированных в определенной части общего сложного процесса предприятий и институтов, расположенных в разных странах.
Европейская комиссия предложила этот тип координации в Европе в соответствии с проектом «I4MS» (Ict for Manufacturing SMEs). Тем не менее, чтобы перейти от изолированных инициатив к настоящей сети исследований и развитию на европейском уровне, необходима лучшая инфраструктура и более однородное законодательство.
Как подчеркнул президент Orgalime Сандро Бономи на конференции «Индустриальный Ренессанс» (An industrial Reinessance), организованной 6 июня компанией Dg Impresa e Industria в Брюсселе, в настоящее время структура нормативов слишком сложна, нормы дублируют друг друга, что препятствует гибкому обмену между предприятиями различных стран. Следовательно, Европа должна разработать более стабильное и долгосрочное законодательство и избегать постоянных изменений, которые не способствуют работе средних и малых предприятий и охлаждают желание внешних инвесторов вложить в них деньги (для так называемых Fdi, Foreign Direct Investment - прямые иностранные инвестиции).
Вопрос об инвестициях прямо связан с другой сложной проблемой: доступностью кредитов для предприятий. Это подтверждается восьмым докладом, сделанным по результатам опроса Европейского центробанка. В период с октября 2012 года по март 2013 года средние и малые предприятия нуждались в увеличении объемов финансирования, а банки проявили большую готовность предоставить им займы (с -22% до -10% по сравнению с шестью предшествующими месяцами). Если в целом уровень отказов в кредитах снижается (с 15% до 11%) и все меньше предприятий считают самой острой проблемой доступ к их получению, то ситуация в Еврозоне по этому вопросу все-таки крайне неоднородна.
Чтобы составить себе об этом представление, достаточно знать, что за рассматриваемый период 85% немецких предприятий попросили о финансировании и все их запросы были удовлетворены, а в Греции только 18% всех нуждающихся компаний получили кредиты. В среднем по Еврозоне эта цифра составляет 65%.
Страх отказа удерживает некоторые предприятия от подачи запроса на кредиты. В Германии, Австрии и Финляндии таких компаний насчитывается 1-2%, а в Греции или Ирландии - 15-16%. Наконец, в Германии, Австрии или Финляндии более 50% опрошенных фирм заявило, что они не подавали запрос на финансирование, потому что обладают достаточными ресурсами. В Португалии такие компании составляют 35%, а в Греции - 24%.
Помимо возможностей банков по выдаче кредитов, на ситуацию в различных странах влияет разный уровень процентных ставок. Следовательно, распространенность и развитие предприятий в Европе в будущем будет существенно зависеть от географического положения страны. Фактически Европа развивается с двумя (а, может, и больше) разными скоростями.
Четвертый и последний элемент, возможно, является самым важным для будущего промышленных предприятий. Это энергетический вопрос, очень важный с различных точек зрения. Во-первых, с точки зрения цены. Но если бы анализ базировался только на этом факторе, то нужно было бы решать линейное уравнение.
Соединенные Штаты сделали ставку на сланцевый газ и нефть, а Европа продолжает платить за энергию очень высокую цену, которая в будущем вряд ли снизится. В общем, нужно заложить основу для экономической и энергетической политики на европейском уровне, потому что она тесно связана с конкурентоспособностью (и энергетической эффективностью) предприятий каждой страны.
Наконец, среди приоритетов Брюсселя должна фигурировать адекватная поддержка производств, щадящих окружающую среду. Если исследования по защите среды в других странах продвинулись далеко, то Европа не может позволить себе отставание в этой области также и со стратегической точки зрения. Нужно думать и действовать, ориентируюсь на будущее. Начальные усилия, выражающиеся в инвестициях, должны обеспечить европейскому производству успех в глобальном соревновании. Скоро ставка будет делаться только на продукцию, полученную с наименьшим ущербом для окружающей среды. В этом плане кое-что делается. Так, например, Европейская комиссия продвигает производство автомобилей, не загрязняющих среду (CARS 2020). Чтобы обеспечить прогресс в этом секторе, Комиссия предпримет целую серию мер, среди которых принятие пакета чистая энергия для транспорта до конца 2014 года и сотрудничество с Европейским банком инвестиций для финансирования исследовательских проектов.
Чтобы обрабатывающая промышленность производила 20% ВВП, Европе нужно создавать 400 тысяч новых рабочих мест в год. Эту задачу трудно выполнить, особенно на фоне упадка вторичного сектора и постоянного снижения числа работников (-30% только за период с 2008 по 2010 годы). Однако, это дело не является невозможным.
Как напомнил один из докладчиков конференции, 200 лет тому назад обрабатывающая промышленность родилась именно в Европе. Чтобы положить начало возрождению (этот термин впервые используется в данном контексте со ссылкой на эволюцию ситуации в Соединенных Штатах) сектора, необходимо трансформировать кажущиеся ограничения в достоинства, придав полный смысл определению Европы в плане гармонизации, cплоченности и отсутствия барьеров.
Нужно сделать ставку на ключи к будущему: энергетические, производственные и в особенности - человеческие.