Мировая экономическая система серьезно изменилась с начала глобального финансового кризиса. На фоне с трудом приходящих в себя развитых государств очевидно усиление развивающихся, традиционно представляемых в образе младших сестер и братьев. Подобно ребенку, который со временем меняет лопатку в песочнице на радиоуправляемую машину, они стали претендовать на гораздо большую роль, чем была присуща им ранее. Волей-неволей развитому Западу приходится мириться с новыми реалиями. Более того, уже он вынужден подстраиваться под развивающийся мир.
Тон поступательному движению развивающихся государств во многом задает группа из пяти стран: Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики. Неслучайно, что в 2012г. бывший председатель КНР Ху Цзиньтао назвал их защитниками интересов третьего мира и силой, которая должна "гармонизировать" международные отношения.
Сокращение БРИК было впервые введено в оборот аналитиком американского инвестиционного банка Goldman Sachs Джимом О'Нейлом в ноябре 2001г. После присоединения к БРИК Южно-Африканской Республики в феврале 2011г. группа стала именоваться БРИКС. Символично, что аббревиатура очень похожа на английское слово, которое переводится как "кирпичи". Страны, входящие в БРИКС, и вправду становятся строительным материалом для каркаса мировой экономики, от прочности которого будет во многом зависеть устойчивое глобальное развитие.
К 2050г. государства БРИКС, по мнению экспертов аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers, вместе с тремя другими гигантами развивающегося мира — Мексикой, Индонезией и Турцией — по объему совокупного ВВП будут превосходить "Большую семерку" (Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию) в 1,7 раза. В то же время количество проблем в экономиках стран, входящих в БРИКС, сократилось в ходе бурного развития не столь существенно, как этого можно было ожидать. Во многих сферах они и вовсе усугубились.
Впечатляющий прогресс
Сомнению подвергают любые события и явления. Однако очень сложно оспаривать статистику. В ситуации со странами БРИКС именно она — лакмусовая бумажка прогресса, которого Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР сумели добиться за небольшой по меркам истории период. На данный момент совокупный объем валового внутреннего продукта пяти государств превышает 21% общемирового ВВП. Причем за последние 15 лет показатель стран БРИКС вырос более чем в три раза.
Тяжелое положение, в которое глобальный кризис вверг развитый Запад, стало хорошим уроком того, насколько важно умело использовать и сохранять плоды бурного экономического роста. К настоящему времени общий объем валютных резервов стран БРИКС достиг 4,4 трлн долл., что более чем в 4 раза превышает аналогичный показатель США и государств еврозоны вместе взятых. При этом крупнейшие развивающиеся страны не только накапливают резервы, но и активно кредитуют весь остальной мир. Так, в 2013г. Китай стал крупнейшим кредитором США с общим количеством облигаций американского казначейства на 585 млрд долл.
Улучшение макроэкономической ситуации в странах БРИКС неизбежно приводит к росту благосостояния населения. По данным журнала Forbes, в марте 2011г. Китай, Индия, Бразилия и Россия впервые сумели обойти Европу по общему числу миллиардеров. Экономический рост группы влияет и на увеличение благосостояния населения в целом. Конечно, в пересчете на одного человека показатели остаются (и будут еще долгое время оставаться) более чем скромными, однако положительная динамика налицо. С 2000г. по 2011г. ВВП на душу населения в Китае увеличился в 2,4 раза и составил 8,5 тыс. долл., в Индии — в 1,7 раза, до 3,7 тыс. долл., в Бразилии — в 1,6 раза, до 11,9 тыс. долл., в России — в 2,2 раза, до 17 тыс. долл. и в ЮАР — в 1,3 раза, до 11,1 тыс. долл.
Страны БРИКС выгодно отличаются от развитого Запада не только наличием у них богатейших запасов полезных ископаемых, но и приобретающим в современном мире все большее влияние человеческим капиталом. На территории Китая, Индии, Бразилии, России и ЮАР в общей сложности проживает 43% мирового населения. Это "неисчерпаемое" количество потенциальных покупателей делает развивающиеся страны лакомым куском для инвесторов с Запада. Объем прямых зарубежных инвестиций в экономики БРИКС уже на сегодня превысил 270 млрд долл., что составляет одну пятую часть общемирового потока прямых иностранных капиталовложений.
Обыденным на сегодняшний день стало и то, что все важнейшие вопросы мировой экономики неизменно обсуждаются в формате "Большой двадцатки", добрая половина которой представлена развивающимся миром, в том числе всеми членами БРИКС. Признанием возросшей роли группы стало назначение в этом году на должность главы Всемирной торговой организации бразильца Роберто Азеведо. И это притом, что за более чем 60-летнюю историю ВТО ее генеральным директором до этого лишь единожды был представитель не из развитой западной страны.
Недооценка БРИКС уходит в прошлое. Большинство западных экономистов, ранее скептически оценивавших перспективы группы, сегодня признают, что уже к 2016г. Китай должен стать крупнейшей экономикой мира, обойдя бессменного лидера – США. Прогресс КНР настолько впечатляет, что, согласно опросу американского Института Гэллапа, около 50% жителей Соединенных Штатов уже сегодня называют экономику Поднебесной ведущей в мире. К 2050г., по мнению аналитиков PwC, Америка и вовсе может опуститься на третью строчку, уступив второе место Индии. Верят эксперты и в потенциал российской экономики, которая, по их мнению, к 2020г. должна стать крупнейшей в Европе, опередив Германию.
Проблемы все те же
Статистика, демонстрирующая силу БРИКС, одновременно иллюстрирует и слабые стороны гигантов развивающегося мира. По-прежнему оставаясь предметом зависти для развитого Запада, экономический рост этих стран на сегодняшний день существенно замедлился по сравнению с периодом "золотого десятилетия", в котором мир пребывал с начала 2000гг. Так, экономика Китая по итогам 2012г. увеличилась на 7,8%, что стало наихудшим результатом с 2000г., хотя на протяжении 2003-2007гг. ВВП страны ежегодно прибавлял не менее 10%. Не могут похвастаться лучшим положением дел и другие участники БРИКС.
Остро стоит и проблема инфляции. И если в КНР потребительские цены, по данным Международного валютного фонда, в 2012г. выросли на 2,6%, что сопоставимо с показателями развитых стран, то в Индии инфляция по итогам прошлого года достигла аж 9,3%. Согласно прогнозу МВФ, в этом году абсолютно во всех членах БРИКС рост потребительских цен ускорится. И вряд ли в обозримом будущем руководители БРИКС сумеют найти эффективное лекарство против этой "болезни" развивающегося мира.
Ценовая неустойчивость влияет на политику центральных банков БРИКС, которые во избежание еще большего роста цен вынуждены удерживать на высоком уровне процентные ставки. В настоящее время ставка рефинансирования в Южной Африке установлена на уровне 5%, в Китае — 6%, в Индии — 7,25%, в Бразилии — 7,5% и в России — на уровне 8,2%. Для сравнения среди всех развитых стран по этому показателю лидирует Австралия с более чем скромным показателем в 2,75%. "Жесткость" финрегуляторов БРИКС негативно отражается на местном малом и среднем бизнесе, который, по сути, лишается ресурсов для планомерного и эффективного развития.
Не сумели страны БРИКС полностью избежать и проблем, вызванных финансовой бурей, которая стихает, но никак не прекращается уже пять лет. Конечно, участь Запада их миновала, но поразившие мировую экономику проблемы коснулись и развивающийся мир. Замедление роста в развитых странах больно бьет по БРИКС, все участники которого ориентированы на экспорт. В новых реалиях особенно уязвимы Россия, Бразилия и ЮАР — страны, в наибольшей степени зависимые от колебания цен на сырье. Экономики Индии и, в первую очередь, Китая диверсифицированы в гораздо большей степени.
Еще одним уязвимым местом развивающихся стран уже долгое время является разница в доходах населения. Бурное экономическое развитие БРИКС улучшает благосостояние людей, проживающих в этих странах, но происходит это очень медленно. Более того, доходы одной части населения страны растут опережающими темпами по отношению к другой. Так, по данным главы подразделения развивающихся рынков инвестбанка Morgan Stanley Wealth Management Ручира Шарма, российские миллиардеры владеют состоянием, которое составляет приблизительно 20% ВВП страны. По этому показателю Россия намного опережает любую из крупных экономик мира.
Кроме того, ради нынешнего и будущего благополучия БРИКС придется искать ответы на очень непростые демографические вопросы. По данным ООН, высокая доля экономически активного населения, выступающая одним из основных факторов роста развивающихся стран, будет в дальнейшем сокращаться. Исключение в данном случае лишь Индия, в то время как Россия по темпам уменьшения "рабочих рук" будет опережать все остальные страны БРИКС. Изменение демографической ситуации неизбежно повлечет за собой изменение социальной модели государства, усиление налоговой нагрузки и рост миграции. Нетрудно понять, как это может ударить по экономической и политической устойчивости государств.
Лев и буйвол в одном вольере
На последнем саммите БРИКС в Дурбане президент РФ Владимир Путин сравнил страны группы с так называемой "большой пятеркой" — млекопитающими, которые больше остальных почитаются у африканских охотников. Вряд ли российский лидер подразумевал различия между Китаем, Индией, Бразилией, Россией и ЮАР, но, за исключением бурного экономического роста последнего времени, у этих стран общего ровно столько же, сколько у льва, носорога, буйвола, леопарда и слона.
Участники группы развивают свои экономики за счет средств и методов, которые не просто не дополняют друг друга, но и нередко предполагают соперничество. Например, такие сырьевые державы, как Россия и Бразилия, заинтересованы в росте цен на полезные ископаемые, в то время как Китай или Индия, выступая в качестве ведущих мировых потребителей сырья, страдают от этого. В 2010г. разность интересов и вовсе привела к тому, что КНР ввела антидемпинговую пошлину на импортную российскую электросталь из-за обвинения Москвы в искусственном занижении цен на продукцию. Нет полной экономической гармонии и в отношениях Китая и Бразилии. Латиноамериканская страна не раз выражала недовольство монетарной политикой Пекина, из-за которой страдают бразильские предприниматели.
Торговые отношения внутри БРИКС по-прежнему не идут ни в какое сравнение с двусторонними связями каждого из членов пятерки с Евросоюзом и США. С одной стороны, общий объем торговли внутри группы с 2002г. вырос к 2013г. более чем в 10 раз - до 282 млрд долл. - при прогнозах в 500 млрд долл. к 2015г. С другой, внешнеторговый оборот только одного Китая с Европой и Соединенными Штатами превышает 1 трлн долл.
Серьезно влияет на долгосрочные перспективы группы и неравномерность экономической мощи ее участников, среди которых особенно выделяется Китай. В своем исследовании эксперты Deutsche Bank справедливо указывают, что "в экономическом, финансовом и политическом отношениях Китай опережает все остальные страны БРИКС, что будет продолжаться и в будущем". Различные весовые категории Китая с одной стороны и Индии, Бразилии, России и ЮАР с другой позволяют многим ученым и аналитикам утверждать, что фактически БРИКС — это железнодорожный состав, ведомый китайским машинистом. "Как группа БРИКС играет небольшую роль... Это не объединение равных партнеров. В нем доминирует КНР", — справедливо отмечает профессор шанхайской бизнес-школы CEIBS Бала Рамасами.
В ожидании светлого будущего
И все же при всех проблемах, присущих БРИКС, недооценки потенциала группы быть не должно.
Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР имеют все возможности для преобразования экономической мощи в геополитическое влияние. Начиная с 2009г. страны БРИКС ежегодно проводят встречи на высшем уровне, где на повестку дня выносятся самые острые проблемы. Так, на последнем саммите этого года лидеры стран обсудили возможность образования банка развития БРИКС, который в перспективе может бросить вызов таким гигантам, как МВФ или Всемирный банк.
Более того, экономическое влияние БРИКС привлекает к группе пристальное внимание со стороны других развивающихся стран, некоторые из которых уже изъявляют желание стать ее участником. Так, в мае этого года о намерении стать членом БРИКС заявило руководство Египта. Годом ранее с подобным заявлением выступил посол Индонезии.
Благодаря существенным ресурсам страны БРИКС имеют отличную площадку для роста и усиления своей роли в мире. Реализация же этого потенциала будет во многом зависеть от умения Китая, Индии, России, Бразилии и ЮАР реформировать свои системы в ключе перемен, происходящих на мировой арене. В противном случае в основу здания мировой экономики лягут другие "кирпичи".
Яков Грабарь, РБК