Вот уже полгода Аргентина живёт под угрозой нависшего, как дамоклов меч, технического дефолта по реструктурированным долговым обязательствам, ожидая решения Апелляционного суда Нью-Йорка. Его вердикт может иметь весьма негативные последствия для национальной экономики.
В 2005 и 2010 годах Аргентина реструктурировала 93 процента своего госдолга в размере 100 миллиардов долларов. Владельцам дефолтных облигаций был предложен обмен на новые бумаги с дисконтом около 70 процентов к первоначальной стоимости. Однако владельцы остальных семи процентов долговых бумаг, представляющие в основном спекулятивные инвестиционные фонды, на списание не согласились и требуют 100-процентного погашения задолженности.
В ноябре прошлого года нью-йоркский судья Томас Гриеса встал на защиту интересов этих кредиторов и обязал Аргентину выплатить им долг в размере 1,33 миллиарда долларов. Это поставило страну перед угрозой технического дефолта по отношению к остальным кредиторам, поскольку американский судья постановил, что Буэнос-Айрес не может осуществлять обещанные им платежи, пока не рассчитается с теми, кто не согласился с условиями реструктуризации. В последний момент решение было временно приостановлено, и теперь всё зависит от Апелляционного суда Нью-Йорка, который может вынести своё решение в ближайшие недели.
Несмотря на сложность ситуации, экономисты не торопятся проводить прямые параллели с декабрём 2001 года, когда в Аргентине разразился крупнейший в истории страны социально-экономический кризис. Тогда был объявлен дефолт по государственному долгу на сумму около 100 миллиардов долларов, который, правда, коснулся только частных иностранных кредиторов. Перед международными финансовыми организациями страна продолжала выполнять свои обязательства.
В то время размер государственного долга Аргентины составлял 166 процентов ВВП, банковские вклады граждан были заморожены, национальная валюта девальвирована, объём экономики только за один год сократился на 11 процентов, а миллионы людей лишились рабочих мест. За прошедшее с тех пор десятилетие Аргентине удалось успешно преодолеть кризис и обеспечить устойчивые темпы экономического роста, а на сегодняшний день внешняя задолженность составляет всего лишь 45 процентов ВВП.
Страна не только сумела реструктурировать большую часть долга перед частными кредиторами, но и в январе 2006 года полностью рассчиталась перед Международным валютным фондом, погасив задолженность в 9,8 миллиарда долларов. Это позволило сэкономить примерно миллиард долларов на процентах, которые набежали бы к 2008 году.
Иными словами, в отличие от 2001—2002 годов сегодня Буэнос-Айрес в состоянии рассчитаться с долгами перед кредиторами, не согласившимися получить около 30 центов за каждый доллар, который им причитался. Другое дело, что Аргентина не хочет этого делать и готова скорее пойти на технический дефолт по внешнему долгу, чем платить «фондам-стервятникам» полную стоимость долговых бумаг, скупленных в своё время по дешёвке.
Дело принципа
Защита аргентинской стороны открыто заявила, что если суд вынесет решение не в их пользу, то Буэнос-Айрес просто откажется платить. «Мы представляем правительство, — подчеркнул адвокат Джонатан Блэкман. — А правительствам нельзя указывать делать то, что идёт вразрез с их фундаментальными принципами».
В феврале этого года вице-президент Аргентины Амадо Буду заявил, что правительство не намерено идти против законов своей страны, и ясно дал понять: Буэнос-Айрес «не будет платить кредиторам, не принявшим условия реструктуризации». В свою очередь, министр экономики Эрнан Лоренсино отметил, что решение в пользу 7 процентов владельцев дефолтных облигаций, требующих полной выплаты задолженности, является несправедливым по отношению к остальным 93 процентам, согласившимся с реструктуризацией. По его словам, «на карту поставлен вопрос, имеют ли будущее реструктуризации суверенного долга, с необходимостью которых могут столкнуться и другие страны мира».
«Аргентина не даст себе заламывать руки, так же как и несогласные кредиторы, так что всё это закончится техническим дефолтом, — прогнозирует Шахрияр Шахида, основатель инвестиционной компании «Констеллейшн кэпитал менеджмент», осуществляющей капиталовложения в Аргентине. В то же время он согласен, что будет несправедливо, если те, кто не пошёл на реструктуризацию долга, получат больше, чем те, кто принял менее выгодные условия. По его словам, «это беспрецедентный случай того, что кто-то не выполняет долговые обязательства не потому, что не может или не хочет, а потому, что его вынуждают сделать нечто унизительное».
Правда, если решение будет вынесено не в пользу Аргентины, правительство ещё может попытаться оспорить его в Верховном суде США, и в этом случае, по мнению экспертов, история может затянуться до середины 2015 года. Если же дефолт всё-таки будет объявлен, это может привести к падению стоимости государственных облигаций Аргентины и нанести удар по местным банкам, имеющим много накопленной задолженности. Однако большинство экспертов считают, что технический дефолт не ввергнет страну в кризис, поскольку аргентинские экспортёры не зависят так сильно от кредитов для финансирования внешней торговли, как это было в 2001 году.
Лукавые цифры
В то же время многие экономисты убеждены в том, что нового дефолта следует стараться избежать любой ценой. Если с 2003 по 2011 год рост экономики Аргентины в среднем составлял примерно восемь процентов, то в последние два года ситуация оставляет желать лучшего. Согласно официальным данным, в 2012 году рост ВВП не превысил 1,9 процента. В нынешнем году, согласно прогнозам, этот показатель останется на том же уровне, а в 2014-м и вовсе снизится до 1,5 процента. Резервы Центрального банка, которые активно используются для погашения внешней задолженности, также идут на спад: сейчас они составляют порядка 39 миллиардов долларов, а в следующем году сократятся ещё на два миллиарда.
Что касается инфляции, то здесь ситуация неоднозначная. Согласно официальным данным Национального института статистики, в 2012 году она не превысила 10,8 процента. Но в эту цифру не верят ни в стране, ни за её пределами. По независимым оценкам, рост цен в Аргентине достигает 25 процентов в год. Чтобы убедиться в этом, достаточно время от времени ходить в магазин за покупками. Показательно и то, что местные профсоюзы в связи с ростом цен ежегодно выбивают себе увеличение заработной платы как раз где-то на 25 процентов. Вряд ли правительство шло бы навстречу столь высоким требованиям трудящихся, если бы было убеждено в правоте официальных данных по инфляции.
Песо под ударом
Серьёзно усугубляет ситуацию фактический запрет на приобретение населением долларов США, которые традиционно используются жителями в качестве средства для сохранения сбережений. Это привело к росту чёрного рынка по обмену иностранной валюты, в результате чего разница между официальным и «теневым» курсами доллара составляет 90 процентов. Подобный «двойной счёт» негативно сказывается на агропромышленном секторе, машиностроении и металлообрабатывающей промышленности, экспорте программного обеспечения и информационных услуг, а также наносит удар по туризму.
В этой связи бывший министр экономики и экс-кандидат в президенты страны на прошлых выборах Роберто Лаванья недавно высказал мнение, что национальную аргентинскую валюту песо ожидает неминуемая девальвация. «Существуют ситуации, при которых девальвация неизбежна, поскольку наблюдается фальсификация данных, — так было во времена, когда песо был жёстко привязан к доллару, так происходит и сейчас», — подчеркнул он.
Касаясь в целом состояния экономики, Роберто Лаванья заявил, что в 2013 году Аргентину ожидают «низкий рост, низкие инвестиции и низкие темпы создания новых рабочих мест». Кроме того, согласно его прогнозам, инфляция в этом году вновь превысит 25 процентов. Для выхода из сложившейся ситуации Лаванья предложил сократить государственные расходы и «другие денежные потоки, которые, как правило, попадают в руки групп людей, в той или иной степени относящихся к друзьям правительства».
Между тем действующий министр экономики Эрнан Лоренсино высказал мнение, что девальвация песо может привести лишь к новому кризису, усилению инфляции и увеличению долга. Он также заверил, что правительство не намерено менять нынешнюю модель развития страны, основанную на активном вмешательстве государства в экономику.
Ну а черту под дискуссией между министрами подвела президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер, заявившая, что власти не собираются ослаблять национальную валюту. «Тем, кто стремится заработать деньги на девальвации, за которую будет расплачиваться народ, придётся подождать прихода к власти другого правительства», — подчеркнула она.
Дмитрий Фоминых, ИТАР-ТАСС, Буэнос-Айрес,
Эхо планеты, № 20, 2013