Кейнсианской "серебряной пули" от врагов Еврозоны не существует. А вот невероятно бестолковые утверждения о том, что чрезмерная фискальная консолидация убивает Европу, как раз не удивляют. Комментаторов поглотила политика, которой сойдет любая доступная жертва, а настроенный против консолидации народ, судя по всему, уверен, что для серьезных структурных проблем существуют легкие циклические решения. Я не перестаю твердить о том, что трудности Еврозоны уходят корнями в европейскую финансовую и монетарную интеграцию, которая сильно опережает фактическую готовность европейцев к политическому, фискальному и банковскому союзу. Кейнсу такая проблема была не известна, поэтому и путей ее устранения он не искал. Более того, любая реалистичная стратегия выхода из кризиса должна включать в себя массовые списания (прощение) долгов периферийных стран. Огромный долг государственного и банковского секторов в этих государствах превращает быстрый и устойчивый экономический рост в несбыточную мечту. Я уже далеко не первый раз подчеркиваю необходимость глобальных списаний. Два года назад в своей статье я писал, что "Европа переживает конституционный кризис". Вместо реструктуризации однозначно несовместимых с жизнью долгов в Португалии, Ирландии и Греции (страны PIG), политики придумывают новые и новые программы финансовой помощи с невыполнимыми условиями фискальной консолидации". Моя коллега Кармен Рейнхарт придерживается такого же мнения, но, возможно, несколько иначе формулирует его. В майском выпуске Washington Post за 2010 год она написала статью "Пять мифов европейского долгового кризиса", где третий миф звучал так: "Фискальная консолидация решит проблему долгов в Европе". Мы твердим об этом без устали на разных встречах, конференциях и при каждом удобном случае.
В случае реструктуризации долга северные страны Еврозоны (включая Францию) увидят, как сотни миллиардов евро превращаются в дым и развеиваются по ветру. Их налогоплательщики будут вынуждены вливать огромные капиталы в банковский сектор, даже если власти заставят крупных кредиторов взять на себя значительную часть убытков. Эти сотни миллиардов уже потеряны безвозвратно, а эта игра в попытку сделать хорошую мину при плохой игре может продолжаться до бесконечности. Есть менее жесткий способ немного сократить долговое бремя в государственном и частном секторах - согласиться на устойчивую умеренно-высокую инфляцию - я рекомендовал этот способ в декабре 2008 года в статье под названием "Инфляция сегодня меньшее из зол". Устойчивая повышенная инфляция поможет быстро снизить реальную стоимость недвижимости и подтолкнет вверх немецкие зарплаты, которые начнут расти быстрее, чем на периферии. Эта идея была блестящей четыре с половиной года назад. Она актуальна и сегодня. Что еще должно произойти? Среди других необходимых мер можно перечислить экономическую реструктуризацию на национальном уровне и политическую интеграцию на уровне всей Еврозоны. На самом деле, без дальнейшей глубокой политической и экономической интеграции - которой, скорее всего, не будет в нынешнем полном составе - евро не дотянет и до конца этого десятилетия. Возможно, сейчас все выжидательно смотрят на Германию, но на самом деле, решающую роль в судьбе евро играет Франция. Германия не может в одиночку тащить на себе весь евро-проект. Франции нужно стать вторым оплотом роста и стабильности.
Временные кейнсианские меры по стимулированию спроса могут на короткое время поддержать внутренний рост, но они не решат долгосрочных глубоких проблем Франции с конкурентоспособностью. В то же время, Франции и Германии нужно избрать подход, который приведет их к более тесной политической интеграции в течение ближайших двух десятилетий. В противном случае банковскому союзу и фискальным трансферам будет не хватать необходимой политической легитимности. Мой коллега Джеффри Франкель верно подметил, что уже более двадцати лет немецкая элита настаивает на том, что Еврозона не превратится в трансфертный союз. Но, в конечном счете, простые немцы оказались правы, а элита ошибалась. Чтобы Еврозона выжила, северные страны должны поддерживать периферию при помощи новых займов до тех пор, пока они не смогут вернуться на частные рынки капитала. Таким образом, Германии придется оплатить еще не один счет (не зависимо от того, выживет ли Еврозона). Так как же ей воспользоваться силой своего баланса, чтобы решить проблемы региона? Как бы там ни было, Германии придется согласиться с растущей ролью Европейского центрального банка, несмотря на очевидные фискальные риски. Простого и надежного пути нет.
Сейчас циркулирует немало планов по использованию низкой стоимости кредитования в Германии для поддержки соседних государств - это помимо простого расширения баланса ЕЦБ. Однако, чтобы схема совместных обязательств сработала, лидерам Еврозоны нужно забыть про свои мечты о том, что единая валюта проживет еще лет двадцать-тридцать без политического союза. Списания долгов и гарантии неизбежно приведут к росту государственного долга Германии, поскольку власти будут вынуждены спасать немецкие банки от банкротства (а, может быть, заодно и банки некоторых соседей). Но чем быстрее мы поймем суть реальности, чем скорее избавимся от розовых очков и признаем проблему и пути решения, тем меньше нам это будет стоить в долгосрочной перспективе. На мой взгляд, если использовать немецкий баланс для помощи соседям напрямую, план сработает лучше, чем обходные маневры, которые все равно приведут к фискальной экспансии. К сожалению, именно эти аспекты остались в тени. Каким бы агрессивным и многочисленными не становились движения против фискальной консолидации, простого и безболезненного кейнсианского решения для долговых и экономических проблем Еврозоны не будет.
Кеннет Рогофф
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate Источник: Forexpf.ru.
Рейтинг публикации:
|