ИТ индустрия переживает самые суровые времена в своей недолгой истории (продажи оборудования, но не информационных услуг) Продажи компьютеров в первом квартале 2013 упали на 14% к прошлому году – самое значительное падение за 25 лет существования отрасли. Кто, куда и насколько упал - это еще успеем обсудить, но гораздо интереснее докопаться до причины. 2011 год был годом стагнации, в 2012 было первое с начала нулевых падение продаж, а в 2013 падение ускорилось, приобретая лавинообразный характер.
Если не вдаваться в сложные расчеты, а выразить суть, то спрос можно разделить на две основные категории – новые покупатели (те, кто раньше никогда не имел данного товара) и клиенты, имеющие продукцию, но желающие ее заменить.
Какие причины замены?
- Замена из-за поломки оборудования или выхода из строя (заводской брак, неправильная эксплуатация или же уничтожение товара из-за стихийных бедствий, техногенных аварий, военных действий или просто от акта вандализма).
- Замена на более совершенную продукцию по техническим параметрам или потребительским свойствам. Рациональный выбор.
- Замена из-за маркетингового давления, совета друзей, продавца или любых других лиц, где решение принимается исходя не от внутренних убеждений или личной потребности, а из-за внешнего давления. Иррациональный выбор.
- Замена с целью моды и самоидентификации, соответствия определенным стереотипам в обществе. Иррациональный выбор.
- Также покупка нового аналогичного товара для личных нужд (был один комп, но потребовалось два или три), так как и в виде подарка другим людям.
Сейчас рынок бытовой техники, мультимедийного оборудования и компьютеров достиг такого этапа эволюции и степени проникновения, что электронную продукцию имеют практически все, тем самым рост за счет новых покупателей невозможен в принципе.
Остается категория тех, кто имеет продукцию, но желает заменить или купить дополнительную.
Итак, понеслась:
Замена из-за выхода из строя и поломок. Заводской брак сейчас составляет пренебрежимо малый процент. Могу ошибаться, но примерно 1 комплектующее из 50-70 тыс выпущенных в оборот имеет заводской брак, но процент брака может повышаться из-за неправильной транспортировки, хранения, монтажа (установки) оборудования. Процент выхода из строя из-за неправильной эксплуатации также снижается, т.к. производители внедрили различные ограничения, лимитаторы и блокаторы на случай экстремальных параметров использования или неправильной установки. В целом за последние 20 лет научились делать достаточно надежное оборудование, которое хотя и ломается, но чаще по вине пользователей. Но этот фактор не играет решающей роли в валовых продажах в виду слишком малой доли.
Замена на более совершенную продукцию. Этот аспект действовал в период бурного развития отрасли и когда потребности не успевали за технической составляющей. Грубо говоря, когда софт шел впереди харда. Лишь 5% пользователей используют компьютеры в профессиональных целей, где критически важна производительность (программирование, 3d моделирование, аудио-видео редактирование, компрессия, декомпрессия, научные вычисления, ресурсные бизнес программы и так далее). Т.е. области, которые масштабируются, где прирост мощности заметен и повышает производительность труда.
Остальные 95% используют компьютер в развлекательных и информационных целях. Проблема заключается в том, что базовые потребности (интернет, почта, документы, просмотр видео, прослушивание аудио, легкие бизнес приложения) с легкостью выполняются на оборудовании 6-7 летней давности. Компьютера образца 2006 года с Core 2 Duo E6600 за глаза хватит для всех основных задач. Единственное, что двигает прогресс – это игры и еще раз игры.
Но и здесь относительная стагнация. Crysis 3 (самая технологически продвинутая игра планеты) на ура идет на компьютере 2010 года, тем самым замена не актуальна. Сам проверял. Прогресс тормозят консоли, которые выпущены более 6-7 лет назад и с тех пор не изменились. Писать графических движок отдельно под ПК и отдельно под консоли никто не будет . Из отчета EA (крупнейшего в мире производителя игр) на ПК приходится лишь 25% продаж. Все производители занимаются портированием игр, где на ПК в лучшем случае ограничатся заменой текстур на более высокодетализированные и добавлением несколько спецэффектов под directx 11.
Раньше до 2008 года игры опережали возможности компьютеров и был дефицит в производительности. Сейчас избыток мощности. Ситуацию может исправить выход консолей следующего поколения, тем самым разработчики начнут создавать более продвинутые игры с визуальной точки зрения, что запустит спрос на ПК.
Но и игроманов не так и много. Хотя в мировом масштабе речь идет примерно о 10-20 млн постоянных потребителей игр разного разлива на ПК против сотен миллионов менее искушенных пользователей. В основном все же речь идет о офисных работниках и домашних пользователях, где все сводится к интернету, почте, документам, аудио-видео и бизнес приложениям. Существующих мощностей хватает более, чем достаточно. Ресурс современных компьютеров в этих задачах не будет использован и на 10%. Разве что Full HD видео может нагрузить систему, но для него хватит компьютера 2009 года. Т.е. в этом плане нет каких либо перспектив к увеличению спроса.
Не стоит забывать, что базовые задачи сейчас заменяют планшеты. Им удобнее пользоваться, чем стационарным компьютером или ноутбуком. В принципе, произошло фундаментальное разделение. Стационарный комп под профессиональное использование и игры, а планшеты для домашних потребностей. Но в макромасштате разрыв в валовых продажах может быть колоссальным, т.к. профессионалы + игроманы - это максимум 20% от всех пользователей ПК.
Замена из-за маркетинга или давления из вне + фактор моды. Это все же актуально для развивающей отрасли, как например планшеты или смартфоны. Вот сейчас для особо контуженных особей самоидентификация в обществе происходит за счет дорогого смартфона - понты. Но где вы видели, чтобы люди хвастались, например стиральной машиной (это осталось в 80-, 90-х годах) или компьютером (конец 90-х, начало нулевых). Компьютер из разряда модных вещей превратился в типичную заурядную вещь для выполнения задач, как например зубная щетка. Аналогичное произойдет со смартфонами через пару лет.
Покупка дополнительного оборудования для личных нужд и/или подарок. То, что несколько может поддержать спрос, но компьютеры стали столь дешевые и доступные, что все, кто хотел купил себе второй, третий компьютер.
Итак, из всего этого вытекает следующее:
- Высокая доступность компьютеров, бытовой техники и мультимедийного оборудования привела к высокой степени проникновения этой продукции во все слои общества. Данная особенность привела к насыщению потребления. Но это еще не все
- Отсутствие необходимости в замене на новое, т.к. существующих мощностей и функционала достаточно для всех возможных задач.
- Выход электронной продукции из поля моды, тем самым продукция стала заурядной. Люди уже давно не хвастаются перед друзьями относительно того, сколько мегагерц в процессе или сколько ядер в видеокарте. За исключением смартфонов.
Стал кризис новых идей. Посмотрите, с каким азартом приняли новый кластер продукции (смартфоны и планшеты). Т.е. люди готовы платить, но было бы на что.
Ок, что произошло?
Если новых покупателей нет, а существующие будут заменять компьютеры и электронную технику на 20% реже. Не раз в два года, а раз в 29 месяцев (всего лишь на 5 месяцев позже), то продажи упадут на 20%. А если растянут цикл замены на 5 лет? То продажи упадут более, чем в 2.5 раза.
Сектор достаточно уязвим. Очень хорошо видно по продажам бытовой техники, особенно в сравнении с 90-мы годами. В Японии и Европе бытовую технику в натуральном выражении продают меньше, чем 15-20 лет назад. Компенсируют за счет Азии, Южной Америки и Восточной Европы. Аналогично начинается с компьютерами и мультимедийной продукцией.
Добро пожаловать в период затяжной стагнации, рецессии.
Источник: spydell.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|