По мнению экс-министра финансов, российская экономика выглядит лучше других благодаря лишь ценам на нефть
«Ключевая проблема XX и XXI века — неравенство в развитии государств, а также внутри их обществ», — заявил сегодня на форуме «Россия 2013» экс-министр финансов Алексей Кудрин, отвечая на вопрос главы Сбербанка Германа Грефа о том, какие вызовы стоят перед мировой и российской экономикой. По словам Кудрина, это происходит потому, что государства продолжают занимать и уже перешли опасную черту.
— Сейчас правительства многих стран должны так много (госдолг США достиг 100% ВВП, Франции — 90%, в среднем по Европе — 80%), что есть серьезный повод для беспокойства. Это вышло за черту, которая считается безопасной. Кто же их финансирует, если они все должны? В первую очередь, это граждане и компании, — заявил Кудрин.
«Кажется, Россией можно гордиться и быть примером для многих стран в части долгового бремени. Оно составляет 10% ВВП, если учитывать, что после кризиса 1998 года Россия имела долг свыше 140% ВВП», — заявил экс-министр.
«За это время мы правильно распорядились доходами от нефти, у нас хороший запас прочности», — сказал Кудрин. Тем не менее, по его словам, Россию нужно оценивать по уровню ненефтегазового дефицита бюджета. В начале 2000-х годов, когда Россия имела профицит бюджета, ненефтегазовый дефицит в это время был около 2%, но уже перед кризисом страна имела ненефтегазовый дефицит в 6,5%.
По расчетам Министерства финансов, проведенных накануне кризиса, уровень ненефтегазового дефицита, который необходим для устойчивого развития страны, составляет 5,7%.
— В 2008 году Резервный фонд и Фонд национального благосостояния составляли 16% ВВП. За три года кризиса мы использовали половину этой «подушки». Наш ненефтегазовый дефицит увеличился до 12,5%, — сказал Кудрин. — Такое увеличение ненефтегазового дефицита нельзя оправдывать только кризисом. В это время правительство нарастило расходы бюджета, которое не смогло быстро снизить по завершению кризиса. Кроме того, правительство не справилось с задачей сокращения дефицита бюджета в два раза, которая была поставлена на саммите G20 в 2005 году. В 2009 году дефицит федерального бюджета был 5,9%, сейчас он нулевой. Но это произошло потому, что в 2009-м цены на нефть были $60 за баррель, а в 2012-м они выросли до $110.
«То есть к сокращению бюджета привели не усилия правительства», — объяснил Кудрин. Сейчас Россия осталась на уровне ненефтегазового дефицита в 10,5%. По мнению бывшего министра, это создает риски для стабильности. «Первый сигнал беспокойства возник, когда при цене в $110 за баррель в 2012 году Россия показала символический дефицит бюджета в пределах одной сотой доли процента. Это говорит о том, что даже при таких высоких ценах мы находимся в зоне риска», — предупредил он. Источник: izvestia.ru.
Рейтинг публикации:
|