В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.


 "И некому руку подать..."



 Запад вот-вот закроет для Молдавии еще и финансовую кормушку. В Кишиневе уже смирились с тем, что ассоциация с ЕС в этом году вряд ли состоится. Скорее всего, мимо пройдет и либерализация визового режима с Европой. Теперь ко всем бедам может добавиться и отказ МВФ от предоставления очередных 70 миллионов долларов.

 

 С 2010 года страна плотно сидит на его дотациях. Уже получила 490 миллионов, а на последнем транше споткнулась. Всему виной, не скрывают здесь, распад альянса. Потому миссия МФВ и отменила свой визит в Кишинев для заключения нового кредитного соглашения.

 

 Ситуация в республике сейчас такая, что тот, кто подпишет документ, совсем не обязательно будет его выполнять. Молдавия вплотную подошла к очередным досрочным парламентским выборам, уже четвертым за последние несколько лет. И хотя бывшие партнеры по коалиции еще пытаются снова стать настоящими, их шансы на компромисс эксперты оценивают не очень высоко.

 

 И, видимо, не только здесь. Как признал исполняющий обязанности вице-премьера и министр экономики Валерий Лазэр, программа сотрудничества с МВФ показывает уровень доверия к государству. Ее отмена, надо полагать, исключает это доверие вообще. По словам чиновника, решение Международный валютный фонд примет только 20 апреля. Однако сам Лазэр уже не сомневается, каким оно будет.

 

 Он полагает, что вероятность получения кредита практически равна нулю. "По условиям МВФ правительство должно до 31 марта объявить о выполненных обязательствах. Но оно этого не сделает. Это означает, что транша не будет", - констатировал вице-премьер. А это, продолжил он рисовать печальную перспективу, повлечет за собой неблагоприятные последствия для республики, которая, по его выражению, "останется в подвешенном состоянии". То есть без средств.

 

 Выходит, в своем нынешнем политическом положении Молдавия не нужна даже ее западным покровителям. Ведь понятно, кто задает тон в МВФ. И не то чтобы его предыдущие валютные вливания по-честному оздоровили местную экономику, она как была, так и остается одной из самых немощных в Европе.

 

 Но эти суммы выполняли функцию искусственного дыхания, поддерживали жизнеспособность не страны, а ее руководителей. Это они несколько лет по своему правящему курсу конвертировали реальные доллары в политический капитал. Западные деньги имели для них скорее символическое значение, поскольку символизировали международную поддержку властной элиты. Точнее, подменяли собой эту поддержку внутри страны.

 

 Эта элита пока еще остается властной, но уже больше по инерции. Это - тормозной путь, который неминуемо завершится столкновением с драматической реальностью.

 

 Молдавию откровенно жалко. Страна и так еле дышит, а ее наказывают за нерадивость власти, которую ей же и навязали. Отказом МВФ Запад дает понять, что республика волнует его гораздо меньше, чем ее курс. Теперь в нем появились сомнения.

 

 Впрочем, лидер коммунистов Владимир Воронин, который, наверное, уже видит себя после досрочных парламентских выборов как минимум спикером, поспешил их развеять. Заявил, что евроинтеграция не обсуждается. А это значит, что и с его возможным приходом ничего не изменится. Ни в Молдавии, ни по отношению к ней.

 


 Из Кишинева - политолог Богдан Цырдя.


 Шейнкман: Как вы считаете, демарш МВФ кого больше должен расстроить - страну или правящую элиту?


 Цырдя: Я думаю, и правящую элиту, и страну. Для правящей элиты это, безусловно, некая "черная метка", для молдавской экономики - негативный сигнал. Речь не идет только о 70 миллионах долларов - огромных деньгах для Молдовы, но и о том сигнале, который посылает МВФ международным донорам, иностранным инвесторам, это сигнал, который говорит о кредитоспособности страны.

 Если МВФ сворачивает свои программы в условиях глубочайшего экономического кризиса и нулевого роста ВВП, это, безусловно, серьезный удар для перспектив экономического роста, для социальных программ.

 

 Шейнкман: Но при этом Молдавия уже получила от МВФ почти 500 миллионов. На что же они пошли, если ситуация, как вы говорите, по-прежнему кризисная?


 Цырдя: Это хороший вопрос. Где эти деньги - до сих пор не известно. Многие эксперты считают, что огромный процент этих денежных вливаний просто-напросто разворовывается.

 

 Шейнкман: Это не первая оплеуха - насколько известно, Молдавия вряд ли подпишет соглашение об ассоциации с Евросоюзом в этом году. Какие-то политические выводы напрашиваются?


 Цырдя: Выводы напрашиваются следующие. Провал альянса означает провал "Восточного партнерства" - Молдавия была названа европейцами "историей успеха" этой программы. Сейчас эта "история успеха" провалилась вместе с падением правящего альянса.

Михаил Шейнкман