Кризис обострил проблему классового неравенства. Разрыв между бедными и богатыми неуклонно увеличивается. И если в годы финансового благополучия в развитых странах чужие яхты и дворцы сильных негативных эмоцией не вызывали, то сегодня, на фоне долговых проблем целых государств, богатство отдельных граждан кажется просто неприличным. Особенно когда речь идет не о фамильных состояниях, накопленных несколькими поколениями, а о текущих доходах. Трудно, например, уложить в голове мысль о миллионных зарплатах и "золотых парашютах" топ-менеджеров крупных банков, когда сами банки несут убытки, и, соответственно, их клиенты в лучшем случае никакой прибыли не получают, в худшем – теряют деньги. В попытках восстановить социальную справедливость, а заодно пополнить опустившую казну руководители многих стран пошли в наступление на богатых, чтобы заставить их поделиться. Те, разумеется, активно сопротивляются. И эта борьба с переменным успехом идет уже несколько лет.
На прошлой неделе Сенат США впервые за четыре года принял бюджетную резолюцию, которая предусматривает повышение налоговых сборов на сумму почти в $1 млн за счет отмены ряда налоговых льгот для богатых. Этот шаг, которого так добивался Барак Обама и который в свое время едва не спровоцировал технический дефолт Америки, дался непросто. Голосованию предшествовало 13-часовое обсуждение, а решение было принято перевесом всего в один голос. При этом практически накануне нижняя палата американского парламента приняла собственную бюджетную резолюцию, предусматривающую сокращение расходов на социальные программы, но не предусматривающую ликвидацию льгот для богатых налогоплательщиков.
А вот во Франции попытка обложить богатеев дополнительным налогом, судя по всему, закончилась провалом. Госсовет рекомендовал снизить предполагаемый сбор с предложенных Франсуа Олландом 75% до 66% или даже 60%. В таком виде налог имеет больше шансов пройти утверждение Конституционного совета, но становится менее целесообразным. Эффект от этой меры и раньше ожидался не так чтобы очень значительный (по оценкам экономистов, не более €210 млн в год, хотя Олланд пообещал собрать €20 миллиардов). При этом она наносила ущерб деловому имиджу страны. Обеспеченные граждане начали покидать Францию, даже не дожидаясь финала обсуждений. С учетом последних предложений Госсовета доходов государству налог принесет меньше, а пропагандистский эффект будет таким же неблагоприятным, отмечает "КоммерсантЪ".
Напомним, обещание лидера социалистов Франсуа Олланда обложить французов, зарабатывающих свыше €1 млн, подоходным налогом в 75%, привело его к победе на президентских выборах. И, едва заняв свой кабинет в Елисейском дворце, он поспешил инициировать соответствующий законопроект. Однако в декабре прошлого года закон был заблокирован Конституционным судом, по мнению которого, если семья с доходом чуть ниже обозначенной суммы не обязана платить такие высокие сборы, то этого не должен делать никто. Кроме того, идея собирать персональные налоги не согласуется с принципом семейного налогообложения (во Франции семейный налог супруги платят совместно). Эксперты Госсовета учли и это. Согласно их заключению, подоходный налог будет рассчитываться, исходя из совокупного дохода обоих супругов. Правда, так и остался без ответа вопрос о том, кого именно считать богатым – семьи с годовым доходом свыше €1 млн или €2 миллионов.
Между тем, пока институты власти обмениваются рекомендациями, простые французы меняют свое отношение к самому налогу. Если еще осенью его поддерживали 60% населения, сейчас – не более 53%; остальные считают, что давление на богатых приведет лишь к оттоку капиталов и росту безработицы. По мнению экспертов, не последнюю роль в такой перемене настроений сыграл демарш Жерара Депардье. Источник: utro.ru.
Рейтинг публикации:
|