Москва. 22 марта. FINMARKET.RU - Европейские газеты и сайты могут долго издеваться над русскими бизнесменами и их кипрской "сломавшейся стиральной машинкой". Но, как выяснилось, вместо благодарности за помощь, парламент стиральной машинки, скорее, готов отказаться от евро, чем от российских вкладчиков.
Западные экономисты не питают иллюзий: без России решить проблемы Кипра невозможно. Вопрос только в том, заплатит ли она добровольно, или жертвовать на спасение острова придется ее бизнесменам и олигархам. Для них ущерб в худшем случае может составить до 4,5 млрд евро. Если правительство России решит спасать их и Кипр, то это выйдет дороже, но не так обидно.
Кипр не спешит принимать помощь ЕС и МВФ, ведь в обмен на 10 млрд евро нужно обложить налогами депозиты в банках страны, чтобы выручить еще 5,8 млрд евро. Власти ищут альтернативный вариант, а обсуждать введение налога парламентарии страны отказываются.
Аналитики Morgan Stanley разработали три сценария того, как Россия может помочь Кипру. Вводные для этой задачки просты:
1. Просто предоставить Кипру значительный кредит Россия не может - это лишь увеличит уровень долга страны и продлит агонию.
2. Несмотря воинственную риторику с обеих сторон, скорее всего, в результате Кипр все же заключит сделку с ЕС и МВФ. Избежать участия кипрских банков в программе помощи также не удастся.
3. Риск того, что Кипр откажется от евро сейчас минимален, уверены в банке.
Сценарий 1. Россия предоставит Кипру кредит на выгодных условиях
- Россия просто могла бы оказать Кипру помощь и предоставить 5,8 млрд евро. Россия вполне может позволить себе это, ведь в ее нефтяных фондах лежат $172 млрд, а соотношение госдолга к ВВП составляет всего 10%.
Россия - чистый кредитор
- Конечно, Россия может и не захотеть взять на себя высокорисковый и неликвидный долг Кипра.
- Да и вряд ли такой вариант устроит ЕС и МВФ. Европейцы специально ограничили программу помощи Кипру до 10 млрд евро, чтобы не позволить госдолгу значительно вырасти. А, значит, получив в Москве 5,8 млрд, Кипр не получит остальные 10 млрд.
- Если Россия даст Кипру кредит, то госдолг вырастет на 30% ВВП, а соотношение госдолга к ВВП - до 130%. Еврогруппа определила, что госдолга страны к 2020 году должен составить 100% ВВП - в этом случае его еще можно поддерживать.
- МВФ, не имеющий права помогать неплатежеспособным странам, не сможет участвовать в сделке, а следом от нее откажутся страны еврозоны.
Кипр последует по пути Украины и Белоруссии
Но у России есть в запасе и нетрадиционные финансовые решения. Кредит может быть конвертируемым, например, он может быть обменян на доступ к нефтяным или газовым активам в будущем или на долю в приватизируемых кипрских предприятиях. Подобный опыт у России уже есть.
- В 2007 году Белоруссия согласилась продать "Газпрому" 50% своей газотранспортной сети "Белтрансгаз" за $2,5 млрд. За это Россия поставляет стране газ и нефть по ценам ниже рыночных.
- В 2011 году в Белоруссии случился валютный кризис и ей вновь понадобилась помощь соседа. ЕвраАзЭс (читай - Россия) представила ей кредит в в $3 млрд. В обмен Минск должен продать российским компаниям госактивов на $6 млрд, включая оставшуюся часть "Белтрансгаза" за $2,5 млрд.
- В 2010 году Россия согласилась предоставить Украине скидку на газ в $100 за тыс куб.м за право оставить военную базу в Севастополе еще на 25 лет. Постоянно обсуждается предоставление новой скидки в обмен на то, чтобы Украина продала "Газпрому" долю в газотранспортной сети.
Кипр вполне может пойти по пути этих стран. Но его варианты "расплаты" хуже, чем у соседей России.
- На Кипре есть несколько активов, которые можно приватизировать - это порты, энергетическая и телекоммуникационная компания, национальная авиакомпания и фондовая биржа. Также в обмен на кредит Россия могла бы получить долю в кипрских банках.
- В 2011 году в Средиземном море было открыто месторождение "Афродита", которое оценивается в 5-8 трлн куб футов газа. Правами на его разработку обладает Кипр, а это значит, что правительство может продать несколько очень многообещающих лицензий.
Конечно, сейчас не время для оценки и уж тем более для начала приватизации компаний. Да и доходы от доли правительства в месторождении "Афродита" еще туманны, ведь пока нет ни соглашений о продаже газа, ни решений на разработку месторождения.
Кипру в такой ситуации, скорее всего, придется обозначить определенный целевой уровень приватизации на период действия кредита и придерживаться его. Но такие обязательства могут противоречить законам ЕС - например, не ясно, может ли Кипр зарезирвировать некоторые приватизируемые компании для России. Возможно, это удастся сделать, если активы станут залогом по выданным кредитам.
Схема того, как Россия заберет кипрские активы
Экономисты Morgan Stanley разработали схему обмена активов Кипра на российский кредит.
- Некая российская компания договаривается с правительством Кипра о цене на конкретный актив. Затем компания оплачивает его, но деньги переводит на специальный счет, из которого погашается кредит России. Компания получает актив, Россия - деньги.
- Темпы приватизации будут зависеть от МВФ: фонд должен определиться, какой уровень госдолга к ВВП возможен.
- Основная загвоздка - именно согласование целей по приватизации с МВФ, ведь у фонда довольно негативный опыт в этом вопросе: Греция и Белоруссия явно не справились с поставленными им ранее целями.
Что ждет рынки.
В первое время рынки будут напряжены, ведь не ясно, как МВФ отреагирует на рост госдолга. В результате еще больше пострадают долгосрочные облигации Кипра. Зато потом рост экономики ускорится, и ситуация постепенно выправится.
Сценарий 2. Россия просто продлит старый кредит
Кипр может и дальше пытаться найти 5,8 млрд евро самостоятельно - именно в этом заключается разрабатываемый в Никосии "план Б", основой которого стал "солидарный фонд" из разнообразных активов разных участников.
В этом случае Кипру сначала нужно убедить Россию продлить срок погашения кредита в 2,5 млрд евро, выданного Кипру ранее, и снизить ставки по нему. До того, как европейцы объявили о налоге на депозиты, именно этого решения все ждали от России. И следы того, что это решение почти было принято, можно найти в документах российского правительства.
История с налогом явно разозлила Москву. Но Россия и Кипр, после того, как последний отказался от налога, могут договориться. В том числе можно говорить и о некой форме того же налога, которая снизит ущерб для российских вкладчиков.
Если соглашения не будут достигнуты, то налог все же будет введен. Это ударит не только по богачам, но и по всей экономике России. Ударная волна распространится по трем каналам.
- Прямой ущерб от налога на депозиты. По данным на январь 2013 года, на депозитах в банках Кипра было 20,8 млрд евро средств не резидентов ЕС. Это 31% от всех депозитов. Из них 10 млрд евро - это средства корпораций, на иностранные банки и домохозяйства записано по 5 млрд евро. Большая часть этих депозитов принадлежит россиянам, но реальная доля неизвестна.
- Реальный ущерб может быть куда больше. Многие российские компании действует через холдинговые и трастовые структуры, зарегистрированные на Кипре. Кроме того, многие россияне, хранящие деньги на Кипре обзавелись европейскими паспортами - они считаются гражданами ЕС.
- Если оценить средства россиян в 15 млрд евро, и предположить, что налог в итоге составит 10%, то ущерб составит 1,5 млрд евро.
- В худшем варианте удар может быть еще сильнее. Например, вполне реалистичная оценка - депозиты россиян составляют 30 млрд евро, а кипрские политики договорятся о ставке в 15% на крупные депозиты. В этом случае спасение Кипра почти целиком оплатит российский бизнес - отдать придется 4,5 млрд евро.
- Косвенный ущерб от реструктуризации финансового сектора Кипра.ЕС требует от Кипра уменьшить объем финансового сектора с 800% ВВП до 350% ВВП. Сейчас через финансовый сектор Кипра проходит примерно 25% потоков прямых иностранных инвестиций
в Россию.
- Кипр также является одним из важных источников кредитов России. В 2007-2011 годов местные банки выдали России кредитов на $203 млрд - это 24% выданных России кредитов. Стоимость их обслуживания может значительно вырасти.
- Сейчас на Кипре зарегистрированы холдинговые компании, которые имеют филиалы в России - это типичная схема организации российского бизнеса. В итоге, эту структуру придется поменять, что будет стоить денег.
- Может быть пересмотрен договор об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром. Тогда Кипр перестанет быть тихой гаванью для российского бизнеса.
Для России Кипр - важный источник ПИИ
Ущерб от блокировки банковской системы. Если банковская система Кипра будет заблокирована на более длительный срок, например, с помощью банковских каникул, то российскому бизнесу может быть нанесен значительный ущерб. Компании не смогут проводить платежи, выплачивать или получать выплаты по кредитам.
Что ждет рынки. Введение налога не решит проблем Кипра, ведь в 2016 году кредит перед Россией придется погашать, а европейцы не горят желанием увеличивать программу помощи. Инвесторы в будущем будут ждать реструктуризации долгов Кипра. Судя по кривой доходности облигаций, инвесторы ждут продления срока погашения облигаций в долгосрочной перспективе.
Сценарий 3. Россия не поможет Кипру
Россия отказывается помогать Кипру, даже просто изменить условия кредита, выданного в 2011 году. Острову приходится искать финансирование самостоятельно: вводятся налоги на банковские депозиты - для иностранцев или для всех вкладчиков - и применяются другие меры.
- Что ждет рынки. Инвесторы будут распродавать облигации страны разных сроков погашения.
- Из банков начнется отток депозитов, что ударит по экономической активности в стране. Уровень госдолга к ВВП вновь вырастет.
- Паника инвесторов вновь усугубится. Они будут ждать реструктуризации всей задолженности страны.
- Вероятность того исхода вполне реальна. Кипру в ближайшие три года нужно погасить кредитов на 4,4 млрд евро, - и ЕС может не захотеть нести бремя по чужим обязательствам, особенно после скандала этой недели с отказом от налога. С Кипром уже поступили более жестко, чем с Грецией, заставив фактически уничтожить свою банковскую систему. И вряд ли Европу расстроит, что от реструктуризации кипрского долга пострадают в основном внутренние инвесторы - они владеют 75% облигаций Кипра, выпущенных по местному закону, и 45%, выпущенному по международному законодательству.
Кипр взорвал ЕС
Кипр довел европейских политиков до приступа настоящей ярости, пишет Reuters. Агентство получило доступ к записи телеконференции между заместителями министров финансов стран еврозоны, которая прошла в среду. В ней также участвовали представители Европейского центробанка и Еврокомиссии. Сам Кипр отказался участвовать в переговорах.
Еврочиновники долго и экспрессивно обсуждали возможность коллапса экономики острова и даже собирались ввести там "финансовую оккупацию" - контроль над потоками капитала.
Представитель Германии предложил изучить природу оттока капитала с Кипра в Россию и Великобританию, намекая, что вкладчики-иностранцы все давно знали и вывели часть своих вкладов. Представитель также затронул вопрос о выходе Кипра из еврозоны. В этом случае, по его словам, нужно огородить от заразы остальную Европу, прежде всего Грецию.