Во время кризиса Европа испытывает спад производства и страдает от дефляции (цены растут слишком медленно, что плохо для экономики). В России темпы промышленного роста тоже упали, однако цены не падают, а стремятся все выше и выше. В чем дело - может быть, мы неправильно боремся с инфляцией?
Свое видение этой проблемы предложили эксперты Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Эксперты полагают, что основные причины инфляции в России – не в избытке денежной массы. В большей степени они связаны с особенностями развития нашей экономики. К примеру, у нас до сих пор остались несовершенные схемы налогообложения. Предприятия стремятся уйти от уплаты налогов или включить их в цену товаров, выплачивают зарплаты «в конвертах». Наш финансовый рынок до кризиса развивался довольно динамично, но так и не научился эффективно распределять денежные потоки. К тому же, он не был ориентирован на реальный сектор экономики, не имел достаточной глубины для реализации инвестиционных проектов, требующих значительных затрат. Кроме того, наша экономика (а, значит, и рубль) сильно зависит от доллара и евро. Эта зависимость наглядно проявилась в так называемые черные вторники, пятницы и т.п., особенно в середине 90-х годов. Рубль по отношению к резервным валютам тогда дешевел стремительно.
Еще одна серьезная причина инфляции – коррупция. Значительная доля нашей экономики – теневого происхождения. Это и запрещенные виды деятельности, и подпольное производство. Понятно, что налоги от всего этого в казну не идут. За причиненный стране ущерб никто не отвечает. Более того, у «теневиков» есть покровители во власти: по оценке Генерального прокурора России на 2006 г., до 80% чиновников коррумпированы.
Чтобы понять, как коррупция влияет на инфляцию, рассмотрим две инфраструктурные отрасли: автодорожное строительство и железнодорожный транспорт. В автотранспорте инфраструктура (т.е. дороги) и сам процесс перевозок экономически разделены – за них отвечают разные предприятия. В железнодорожном транспорте такое разделение только началось. Денег оба сектора получают примерно одинаково. Финансирование и распределение инвестиций тоже происходит по сходному сценарию. Только на автодорожное строительство выделяется больше госсредств, а на железнодорожное – больше своих (ОАО «РЖД) или заемных средств. Основное различие состоит в том, что в автодорожном случае присутствует федеральное звено – источник инвестиций, отсутствующий в железнодорожном строительстве. Но, по данным исследования, каждое «вливание» денег в автодорожное строительство приводит к скачку инфляции, а в железнодорожное – ее снижает. Можно сделать предположение: коррупционное звено локализовано на федеральном уровне. Остальной механизм инвестирования от коррупции более или менее защищен – или зависит от состояния дел «наверху».
К неверным действиям нынешних экономических властей автор книги относит стерилизацию денежных средств. Это практически перечеркнуло финансовый суверенитет страны, и в конечном итоге привело к искусственному раздуванию кризиса в России. Вместо того, чтобы развивать производство и инновационные технологии, власти предпочитали сохранять «сырьевую» модель, нацеленную лишь на обслуживание потребностей зарубежных государств. Занижение зарплат населения, якобы, позволяющее избегать «разогрева» инфляции за счет вбрасывания в экономику лишних денег также неоправданно. От роста цен нас это не спасло, зато привело к демографическому кризису.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо насытить экономику инвестиционными потоками, длинными кредитами, стимулировать предложение товаров и услуг. Население надо стимулировать к самозанятости, развивать конкуренцию. Кроме того, необходим отказ от либеральных догм, отвергнутых уже во всем мире и государственная политика по контролю за ценами – ведь в ряде случаев монополисты и посредники необоснованно их завышают.
Комментарий эксперта:
Сергей Рогов, директор Института США и Канады РАН, член-корреспондент РАН:
- Обратите внимание на то, что большая часть антикризисной программы президента США Барака Обамы - стимулирование внутреннего спроса, а не просто решение соцпроблем. Это должно быть целью и нашего развития. Я не хочу сказать, что мы должны слепо их копировать, но пора перестать цепляться за неолиберальную модель, где основная идея - контроль госрасходов (под предлогом того, что иначе будет инфляция). А объясните, как получается, что мы все последние годы жили с огромным профицитом госбюджета и колоссальной инфляцией, а Америка, Европа, Япония, Китай, жили с огромным дефицитом госбюджета, а инфляции у них не было? Получается, что главные причины инфляции - не в госрасходах. Наши причины - в монополизме и коррупции - она у нас собирает налог, который не добрало государство.
Наталья Ипатова Источник: rosbankjournal.ru.
Рейтинг публикации:
|