Главы государств и правительств стран ЕС после долгих споров согласовали бюджет на ближайшие семь лет. Никто не внес вето, и это - уже достижение. Однако возможность реформ упущена, считает Кристоф Хассельбах.
Это детище рождалось в страшных муках. Две встречи в верхах, изнурительные ночные заседания, темные круги под глазами участников - такова цена согласования бюджета ЕС на ближайшие семь лет. Тем не менее, результат саммита в Брюсселе разочаровывает. Чтобы избежать вето, пришлось учесть интересы трех групп. Богатые государства севера Европы настаивали на сокращении семилетнего бюджета. Но премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, как и на первом саммите, в ноябре 2012 года, ни в какую не шел на уступки - из-за давления, оказываемого на него на родине.
В свою очередь страны, в экономике которых важную роль играет аграрный сектор, прежде всего Франция, хотели сохранить субсидии для сельского хозяйства. А большая группа государств юга и востока старалась не допустить сокращения дотаций Евросоюза слабо развитым регионам.
Цена этого компромисса - ложные приоритеты. Ведь сокращения коснутся таких статей расходов, как образование, научные исследования, межгосударственные инфраструктурные проекты, то есть всего, что продвигает Европу вперед. Именно они помогли бы бороться с молодежной безработицей намного эффективнее, чем фальшфейеры, запущенные с огромной шумихой.
А гигантские субсидии аграрному сектору, напротив, душат конкуренцию. Они - символ Европы вчерашнего дня. Столь же сомнительна и эффективность многих структурных проектов в слабо развитых регионах. Субсидии, десятки лет лившиеся мощным потоком в Испанию, Португалию, Грецию, так и не позволили избежать чудовищных перекосов в инфраструктуре этих стран.
Бюджет с дефицитом
Слабые места прежней системы - расточительство и одновременно недостаточное финансирование перспективных отраслей - отнюдь не новость. Но, чтобы каждый из глав государств и правительств мог заявить у себя на родине, что вернулся из Брюсселя с победой, участники саммита и отыскали этот гнилой компромисс. Хуже того, они вновь согласились с тем, что бюджетные обязательства не будут покрыты реальными взносами. В бюджет ЕС уже на текущий, 2013-й год заложен изрядный дефицит, поскольку государства-участники платят не те суммы, которые обязались платить. Тем самым постоянно растет финансовая брешь, которая, собственно, противоречит законам Евросоюза.
Теперь слово - за Европейским парламентом. Он впервые получил право утверждать многолетние финансовые рамочные соглашения - так официально именуются семилетние бюджеты Евросоюза. Его председатель Мартин Шульц (Martin Schulz) дал недвусмысленно понять, что парламент ЕС не намерен покорно кивать в знак согласия. Большинство депутатов почти из всех фракций пока отказываются утверждать бюджет с его значительными сокращениями и постоянно растущим дефицитом.
У Европарламента имеется козырь: если он не утвердит нынешний компромисс, то по правилам ЕС обязательным останется бюджет 2013 года, причем с учетом инфляции. То есть никаких сокращений не будет. Так что у стран ЕС есть мощный стимул, побуждающий их пойти навстречу Европарламенту. Если проявить гибкость, то можно перебрасывать изрядные суммы денег из года в год, из одной статьи расходов в другую.
Однако и европарламентарии испытывают сейчас давление. После найденного с таким трудом компромисса они вряд ли захотят устраивать обструкцию Европейскому совету. Ближайшие несколько недель покажут, кто же победит в этой борьбе за власть и к каким последствиям для ЕС это приведет.