Среди разного рода причин большую роль играют внутренние причины. // Сергей Вольф. Специально для Bankir.Ru.
Оппозиция (от лат. oppositio - противопоставление) - противодействие, сопротивление, противостояние по отношению к определенной линии действий или к социальной группе. (Современный экономический словарь).
Многие коммерческие банки в России за последние два десятка лет прошли большой путь от становления и развития до краха и возрождения. Что приводило коммерческие банки в России к краху? Среди разного рода причин большую роль играют внутренние причины. Их много, начнём с оппозиции в банках. Тема должным образом не исследована, но представляет несомненный интерес в свете функционирования банковской системы в России.
Беда всех наших банков и их служащих в том, что они уже давно работают в «демократии». Для нас это уже состоявшаяся реальность. Обогнав в 80-90-х предприятия с их устаревшей и неоперативной РСБУ, ежедневный баланс позволил банкам за короткий период стать самыми прозрачными субъектами экономики РФ. Они первыми стали отчитываться по МСФО, получили международные кредитные рейтинги, получали западные кредиты и интегрировались в мировую экономику.
Для этого скачка пришлось совершенствовать и корпоративное управление, а также, под нажимом ЦБ РФ, внедрять систему принятия коллегиальных решений, которая, с одной стороны, сделала решения в большей степени взвешенными, а с другой - сама регулирует банк.
Вот так мы плохо и живем! С 9 до 18 «без перерыва на обед» работаем в «демократии», а живем в «суверенной демократии». Единственное, чего не понимаю в этом термине - парадокс взаимоисключения. «Суверенитет» не означает «демократию», а «демократия» не влечет «суверенитет». Примеров масса. США, Китай, Россия, Белоруссия, Узбекистан, Венесуэла, КНДР, Иран - суверенные страны? Вроде да. А демократические? Не все, как по американским, так и по европейским стандартам, и по российским, кстати тоже. Литва, Латвия, Эстония, Польша, Румыния, Болгария, Чехия, Словения - демократические страны? Вроде да, Евросоюз всё-таки. А суверенные? Вряд ли. Парадокс, загадка для политологов.
В итоге прогресс банков свершился гораздо проще и быстрее, чем процесс развития общества, институтов и экономики страны. При этом необходимо отчётливо понимать, что банковское сообщество неоднородно. Банки возглавляют как выходцы из системы Госбанка, так и выдвиженцы 90-х, и даже XXI века. Что это за люди? Какое они имеют отношение к демократии? Какой у них стиль работы, какая зарплата, обладают ли они стратегическим мышлением? Кто они, эти банкиры? Если они из системы Госбанка, то сегодня наверняка хотят забыть про непременные атрибуты банковских служащих советского периода: деревянные счёты и нарукавники. Эти атрибуты, вместе с расхожим выражением «банковская крыса», не имеют ничего общего с реальностью. Сегодня банк - бизнес, и спорить с этим невозможно.
Да, бывают у нас и промашки, и ошибки, и преступления, и эта система не спасает от предумышленного банкротства. Но с остальной страной не сравнить. Решения на порядок более взвешенные и прозрачные. Есть, конечно, еще примерно тысяча прозрачных предприятий, с тем же самым набором опций отчетности и управления, что и в банках. Но это крупный бизнес, из самых конкурентоспособных отраслей экономики. А у нас этих отраслей осталось - «на пальцах одной руки», и половина из них на экспорт работает. И ситуацию в целом они не спасают.
В банках уже давно оппозиция стала реальностью, ее не надо выдумывать, встраивать, пиарить. Саморегулирующиеся институты корпоративного банковского управления: Общее Собрание Акционеров, Правление, Совет Директоров, Кредитный Комитет - эталоны площадок - истинное, настоящее работающее гражданское общество, где в плодотворных и конструктивных дискуссиях вырабатываются, принимаются или не принимаются решения. Оговорюсь сразу: эпитеты эти верны далеко не для всех банков.
Пока руководство страны решает, что делать с «оппозицией», а «оппозиция» мечтает о революции, в банках уже давно смирились с существованием оппозиции. Это реальное, настоящее, работающее зло, а не лицемерное иллюзорное движение меньшинств, озабоченных якобы интересами страны и построением якобы гражданского общества. Оппозиция уже в системе, без нее не может существовать сама система сдержек и противовесов. Есть такая система - банк хорошо и прибыльно ведёт бизнес. Нет такой системы - все решения принимаются келейно, на уровне «одобрям-с». В этом случае у банка рано или поздно возникнут большие проблемы.
Причины появления оппозиции
Оппозиция - это всегда противодействие, людям и их идеям. А причина всегда в собственнике, который принимает решения. Так как волна судьбоносных управленческих решений идет от собственника, причиной этой волны идет либо желание зарабатывать больше, либо изменение задачи бизнеса при изменении экономических условий. Например, смена модели бизнеса с пассивной на активную, под растущий рынок, или, наоборот, оптимизация и сокращение издержек при падающем рынке. Под каждую задачу и затачивается в первую очередь топ-менеджмент - меняются кадры.
Смена кадров всегда приводит к поляризации коллектива. Новым лидерам и аутсайдерам. Переориентации с одних задач и руководителей на других. Смене фаворитов и протеже. В результате происходит конфликт интересов, передел власти и влияния на принимаемые решения.
В банковской сфере нередко оппозиция появляется на почве личных внерабочих взаимоотношений, когда, к примеру, заканчивается период фавора у одного работника или работницы с возникновением этого периода у другого работника или работницы. Воистину, от любви до ненависти один шаг.
Но одна из причин возникновения оппозиции является общей и фундаментальной. Это система оплаты труда, премирования и мотивация персонала в нашей стране.
При «их» классическом «капитализме» - «их» собственник присваивает прибавочную стоимость. А при «нашем» ортодоксально-либеральном «капитализме» «наш» собственник присваивает всю стоимость. Зачем делиться? Все, что остается после изъятия, по остаточному принципу, идет на выплату заработной платы работникам. Признак стран третьего мира - дешевая и бесправная рабочая сила. Трудно, конечно, представить работающего в российском банке таджика, но почему нет, в итоге, по логике вещей? Но реальность такова, что, если, к примеру, кредитный комитет российского банка возглавит гастарбайтер - считайте, что до отзыва лицензии не очень далеко.
Именно так и верстаются бюджеты и штатные расписания, не из рыночных реалий, сколько нужно платить, чтобы привлечь квалифицированный персонал и учесть его мотивацию, а из реалий того, сколько останется после присвоения всей стоимости собственником, и сколько собственник готов заплатить из своего кармана. Зарплата в нашей стране - это не издержки, а дар собственника, подарок судьбы, который ничего общего не имеет с результатами труда. Кто-то в более выигрышной ситуации, если собственник более щедр (или глуп), и тарифные ставки поставил на 10-30% выше рынка, но глобально систему это не меняет. Завтра найдётся ещё один щедрый или глупец, и всё опять повторится сначала.
Есть ещё один нюанс: миграция кадров из банка в банк. Очень часто эта миграция носит командный характер. Вроде удобно, но опасно. По сути, зараза оппозиции переходит из банка в банк, усиливаясь новыми членами. Это уже имеет признаки эпидемии в каждом конкретном городе, где представлены банки.
Распространенная в российских банках система ведения бизнеса приводит к низкой производительности труда, т.к. у работника просто нет стимулов и желания увеличивать производительность, зная заранее, что вся полученная сверх плана стоимость опять будет тупо присвоена собственником, и получит наш банковский клерк не процент с нее, а подачку, причём небольшую.
В ответ либералы тут же седлают этот тезис и раскручивают ситуацию в свою пользу: собственники платят мало, потому что работники мало работают. Может быть, и мало: но не рискованно ли пенять на зеркало, коли рожа крива? Не видят обратной стороны медали или врут?
Чтобы работник увеличивал производительность и предлагал оптимизацию и новацию для повышения своей производительности, он должен видеть реальную отдачу на свой карман.
У них «там» производительность труда в 6-8 раз выше, говорят либералы, поэтому им и платят больше. Так у них «там» и на модернизацию, обучение и науку тратится во столько же раз больше. А наши собственники заменили оборудование, программное обеспечение, оптимизировали бизнес-процессы, убрали внутренние административные барьеры, чтобы можно было в 6-8 раз эффективнее работать, персонал переобучили, ... и что? Процесс пойдет или нет? Есть ли мотивация у сотрудника на такие свершения? Или опять получишь по тарифной сетке и по остаточному принципу? Верхи не могут - низы не хотят?
Проблема мотивации в нашей стране сегодня решена только частично и только для топов, которые получают бонусы. Их интересы учтены при разделе собственником изъятой стоимости. Их лояльность собственник купил. Они в системе распределения этой стоимости. Это свои люди. Впрочем, и «свои» могут предать: можно ведь стать «своим» тому, кто заплатит больше. Аппетиты растут всегда - в банковской сфере пока не голодают, к сожалению.
Беда в том, что сытые и мотивированные топы не могут заставить работать среднее и низшее звено руководителей, а уж тем более - рядовых сотрудников.
Если у топа зарплата в 200 000 рублей и выше, то сможет ли он понять руководителя среднего звена, зарабатывающего в разы меньше, но работающего больше? Ответ однозначный: не сможет, т.к. сытый голодного не разумеет. А это значит, что топ сам себе выращивает врага, который в итоге станет могильщиком топа. Мрачно? Да. Это повсеместный феномен? Нет, но весьма нередкий.
Невольно приходит в голову мысль о том, что современный фасад российского банковского учреждения не соответствует уровню персонала. Это зачастую так же страшно, как и несоответствие уровня развития производительных сил производственным отношениям. В самом деле, что может быть общего у специалиста по МСФО и банковского клерка конца 80-х, многие из которых не только работают в банках, но и руководят ими? Более того, эти клерки глубокомысленно рассуждают о стратегии и политике, претендуя на истину в последней инстанции в пределах территории своего банка.
Самое поразительное, что в России появились совсем молодые клерки, не отягощённые ни опытом, ни знаниями. Эти люди тоже уверены в себе. Они знают, что и как делать. Они деловиты, всё схватывают на лету, на всё имеют своё безапелляционное мнение. Люди для них - не просто пешки, а мусор. Именно эти люди часто оказываются в оппозиции. Их задача - грамотно свалить топа. Просто подставить - и всё!
Один главный бухгалтер говорил мне, что когда он входит в кабинет управляющего, в глазах последнего появляется ужас. Этот управляющий не только не понимает, что такое «302-П», но и не хочет понимать это! А речь-то идёт об основе банковской деятельности!
Вертикаль мотивации, не дотянутая до конечного работника, не работает, и тем более не мотивирует рядовых сотрудников повышать свою производительность труда. При этом надо отдавать себе отчёт в том, что «рабочие лошадки» тоже хотят стать топами, а значит, могут, не моргнув глазом, подставить топа, позаботившись о собственном алиби.
А почему топы не могут заставить работать средних и низших руководителей? Причин много. Здесь, например, дисквалификация топа. Получить образование в Гарварде, Оксфорде или Сорбонне - это ещё далеко не всё. Более того, год отсутствия в России при обучении за рубежом можно смело приравнивать к году «отсидки» в местах не столь отдалённых. «Там», кстати, как пишут в газетах, тоже можно заниматься самообразованием. Ситуация в России, законодательная база и вообще правила игры меняются столь быстро, что наша система образования, а тем более заграница, не успевают реагировать.
Можно, конечно, сидеть за пустым столом и расписывать визы на документах типа «пр. переговорить», «предложения?», «в работу» и т.п. Можно вникать в суть вопроса. Но если топ вникает в суть вопроса, то зачем ему руководитель среднего звена и исполнитель?
Вот почему топы не вникают в суть вопроса или вникают поверхностно, идя на поводу у сформулированных средним руководителем предложений.
Ещё один любимый финт новаторов-управленцев: при возникновении проблемы создать рабочую группу и закружить её решение. Это другая сторона коллегиальности.
А методика расчета финансового результата? Это вообще отдельная тема. Работать можно долго и упорно, с результатом, только будет ли такой результат справедливо посчитан? Тут важно, кто считать будет и как. Умеет ли считать, при этом не обсуждается. Бывает, что не умеет, особенно если счеты затерялись.
Можно еще добавить низкий уровень высшего профессионального образования в отрасли в целом, низкий сервис и культуру, низкую клиентоориентированность, случайный персонал, не имеющий специального образования и набранный для закрытия кадровых дыр на растущем рынке, узкое мировоззрение сотрудников. Всё это отдельные темы для исследования.
А про инфантилизм и безответственность молодого поколения «МТВ» и «пепси» могу говорить часами. Именно поэтому и не может быть никакой конструктивной кадровой конкуренции. С кем конкурировать? С мальчиками и девочками, которые не хотят и не умеют работать, не могут взять на себя ответственность, показать результат? Все поколения, конечно, хороши по-своему, но это поколение - отдельная песня. Генетика - каждое поколение хуже предыдущего, вырождение нации уже произошло. «В наше время дебилов меньше было», как точно подметил таксист в БРАТе-2.
Виды оппозиции
Оппозиция в банках не бывает внешней, она всегда только внутренняя. Внешняя оппозиция - это конкуренция и конкуренты, совершенно другой пласт проблем, т.к. действия уже происходят не внутри организации, а снаружи, и между юридически обособленными лицами. Столкновение между разными юридическими лицами не может называться оппозицией, для этого был придуман специальный термин - конкуренция.
Внутренняя оппозиция, в моем понимании, бывает нескольких видов: системная (конструктивная), несистемная (деструктивная) и непримиримая (неадекватная).
Системная конструктивная оппозиция является частью системы управления, она представлена в органах управления и принятия решений, имеет возможность прямо влиять и участвовать в процессах, изменять решения, блокировать, саботировать их.
Несистемная деструктивная - та, у которой нет возможности влиять на происходящие события либо по причине малочисленности, либо по причине отсутствия значимости занимаемых должностей. Часто приход к управлению несистемной оппозиции нереален, а значит (для реально мыслящей части), уже и не нужен.
Непримиримая неадекватная оппозиция - та, в основе которой лежит либо идея-утопия, которая никогда не может быть реализована в реальной жизни, либо банальный маргинальный саботаж, вызванный, например, комплексом неполноценности или ненавистью к работе, ощущением, что занимаешься не своим делом.
Конструктивная и деструктивная оппозиция всегда групповая, есть явные лидеры и центры принятия решений. Непримиримая оппозиция может быть представлена отдельными сотрудниками, без группы, задач и центра принятия решений.
Задачи оппозиции
Задача конструктивной оппозиции - оттеснить старую команду от управления и прийти к власти своей командой, перехватить управление, подавить саботаж, взять ответственность за все решения, повысить эффективность, увеличить прибыль и разделить ее в своих интересах.
Такая задача требует от оппозиции ювелирного качества работы и хирургической точности.
Задача деструктивной и непримиримой оппозиции - систематически подставлять и валить руководство, не претендуя на то, чтобы встать во главе дела, т.к. слишком велика ответственность за принимаемые решения. Для нее характерны непринятие ответственности по любым решениям, отказы в принятии ответственности и решений по формальным основаниям. Основные методы - вызывать внутренние конфликты, сеять хаос и раздор, с последующей сменой места работы. Аккумулировать убытки, всеми доступными методами снижая привлекательность актива и его рыночную стоимость. Обеспечить высокую текучку кадров для создания негативного имиджа организации для потенциальных соискателей, снижение внутренней конкуренции и качества персонала, отбор персонала не по профессиональным качествам, а по лояльности по отношению к своей группировке. Торможение бизнес-процессов таким образом, чтобы невозможно было оперативно принимать решения и извлекать доход.
Задача оппозиции
|
Действия оппозиции
|
Последствия для банка
|
Смена Руководства
|
Саботаж проводимой политики, искусственное создание ситуаций, приводящих к убыткам банка, создание конфликтных ситуаций с членами команды руководителей
|
Уход части клиентов и персонала
|
Смена Главного бухгалтера
|
Давление на руководителя, создание конфликтных ситуаций, аналитические справки акционерам, невыполнение обязательных нормативов, невыполнение налогового законодательства, особенно в части подотчета, очевидное и необоснованное завышение смет
|
Санкции к банку со стороны ФНС, санкции к банку со стороны ЦБ РФ, санкции к руководству банка, смена руководства банка по предписанию ЦБ РФ, ФНС
|
Проблемы в кредитовании
|
Создание административных барьеров и блок-лобби на КК, конвейер отрицательных решений КК, акцент акционерам и правлению на качестве кредитного портфеля, качестве проработки материалов на КК, просроченной ссудной задолженности и размере РВПС
|
Снижение доходов, потеря клиентов и части специалистов, убытки
|
Проблемы в клиентском подразделении
|
Саботаж привлечения, выставление заведомо невыполнимых требований и сроков клиентам, отказы от сотрудничества по формальным основаниям
|
Снижение доходов, потеря части специалистов, убытки
|
Увеличение убытков
|
Отказ в рефинансировании и реструктуризации кредитов, увеличение РВПС, немотивированное открытие дополнительных офисов и набор персонала, ремонты и строительство новых офисов
|
Исключение банка из ССВ. Административные меры к банку со стороны ЦБ РФ, прекращение выплат премий и бонусов, ведущие к потере наиболее квалифицированных кадров, уход клиентуры
|
Форма и методы борьбы оппозиции
Оппозиционировать можно по-разному. Можно заниматься саботажем, интриговать или тупить: руководителя всегда оценивают по результату. Опасность для саботажника в том, что его могут уволить раньше руководителя.
Либо это блокирование и саботаж любых управленческих решений, либо это изменение принимаемых решений в свою пользу и для своей выгоды.
Саботаж, как задача, решается через создание управляемого кризиса и хаоса в банке по принципу «чем хуже - тем лучше», ослабления и деморализации руководства, с целью последующей смены руководства и занятия господствующего положения в организации.
Изменение и корректировка принимаемых решений является более мягким вариантом воздействия оппозиции на принятие решений и фактически применяется редко. Когда речь идет только о корректировке курса, это говорит о неспособности глобально и принципиально влиять на принимаемые решения, а значит, в данном случае оппозиция как система, слаба, либо полностью отсутствует.
Возможные методы борьбы с оппозицией
Первый вариант, он же самый простой - тотальная ротация кадров. Как правило, на смену одной команде приходит другая команда. Если новая команда имеет возможность заменить всех руководителей в течение 3-6 месяцев своей работы, а также имеет кадровый резерв для последующей замены всех или почти всех рядовых сотрудников, то все встающие вопросы увольнения старых сотрудников носят чисто технический характер. Есть только временные ограничения, одновременно всех не заменишь - бизнес-процессы встанут. Поэтому менять приходится поэтапно, сначала начальников и в последнюю очередь исполнителей, т.к. для их замены требуется еще обучить своих новых исполнителей.
Смена же руководства, осуществляющего контрольно-распорядительные функции, происходит быстро и незаметно даже для внешнего мира.
Второй вариант - покупка лояльности части старой команды. Данный метод используется в основном в крупнейших банках, т.к. собственники не хотят попадать в зависимость от одной команды, командная ротация там невозможна по определению. Даже если будет происходить тотальная ротация, собственники заинтересованы набирать персонал из разных мест, чтобы исключить зависимость от одной команды и риск коллапса в случае одновременного и полного перехода всей этой команды в другое место. Данный вариант имеет строгие рамки, ограниченные бюджетом и штатным расписанием. Увеличивать оклады и премии, пусть даже ключевым сотрудникам, особенно сейчас, возможности нет.
Как выявить саботаж в банке
Для того чтобы знать, с чем и с кем ты борешься, нужно выявить, какие подразделения банка больше всего оппозиционны новому руководству / собственнику. В таких случаях любые средства хороши. Но основные методы достаточно просты, можно провести спецоперации «тайный клиент» или «тайный продукт».
Самый простой способ выявить саботаж - это запустить нового хорошего клиента на весь спектр услуг, при этом заранее зная, какие услуги ему были предоставлены в других банках, по какой цене и в какие сроки. Если несколько банков работают с клиентом, а здесь возникает длительная пауза, повод задуматься. Таким же образом можно попробовать внедрить новый продукт, который конкуренты недавно внедрили у себя, срок реализации доходчиво покажет проблемные места и проблемных руководителей и в этом случае.
Т.к. система оппозиции заточена изначально на саботаж всего, сделать выборку и пропустить контрольного клиента она не сможет; таким образом отследить и проследить всю цепочку саботажа будет очень просто. В то же время саботажники засвечиваются, пусть даже пока формально.
Выявить коллективный саботаж всегда проще, чем саботаж отдельного сотрудника. Поэтому борьба с непримиримой оппозицией всегда сложна, ее очень трудно выявить.
При этом не следует смешивать оппозиционность с конфликтом интересов, хотя это довольно близкие родственники. Рабочий конфликт интересов, когда от результата работы «продавца» зависит премия, обычно бывает между кредитующими подразделениями с одной стороны, с юридическим отделом и безопасностью, с другой.
Многие банки уже решили этот вопрос. Представьте себе филиальную сеть крупного банка, где все заявки на кредитование стекаются, к примеру, в Саратов. Там работает большая группа андеррайтеров. Они и выносят решения. Кто будет спорить с саратовскими андеррайтерами? Многие филиалы и доп.офисы могут и не знать про них. В любом случае, вопрос из Владивостока в Саратов о причинах отказа в выдаче кредита выглядит нонсенсом.
Такая система позволяет банку минимизировать ущерб от действий карманных юристов и карманных «безопасников», которые зачастую вынуждены обслуживать топа, а не работать на банк. Такие карманные службы выгодны топу, но это является началом конца, как топа, так и банка.
О чем все забывают
Война войной, но нужен результат. Потому что, если результата нет, то и банка не будет. Делить и присваивать будет нечего. Возьмем ситуацию в банках сегодня. Идут сокращения. Большинство персонала даже не поняло, почему это произошло. А произошло это из-за роста просрочки и созданного РВПС, убытков и снижения дохода. Все также забывают, что в кризис вылезли проблемы двух-трех летней давности, а не сегодняшнего дня.
Каждый сокращенный должен вспомнить и свой личный «вклад», и саботаж, и что не было сделано, всех клиентов, которые ушли, все доходы и сделки, которые не были совершены и не принесли доходов банку. Бумеранг уже вернулся и уже ударил, в том числе и по оппозиции. Вот только поняли ли это все заинтересованные лица?
Из банка надо всегда уходить с полными карманами. Либо клиенты, либо знания, либо отступные - деньгами. «Золотые парашюты» выдаются не всем. Если уходишь без ничего - значит, вся эта оппозиционная возня ни к чему. Время и силы потрачены зря. Хотя, бывает, что для некоторых оппозиция - их стихия, для других - спортивный интерес. Они не могут без интриг, это стало их сущностью. Профессиональная деформация!
Забывают все стороны конфликта и о другом: любой сокращенный или уволенный, а также обиженный сотрудник может нанести ответный удар по системе. Больно может ударить.
Забавляет высокое начальство всех мастей, когда рапортует, что все у них под «контролем». Мол, юридический, отдел безопасности и кадровая служба работают, все риски контролируют. Ограбление Сбербанка собственным сотрудником в Перми показало, как остро сегодня стоит вопрос с кадрами, даже в банке №1. Почему Греф решил переговорить с Шурманом? Хотел получить информацию из первоисточника. Сумма слишком большая. Все остальные источники информации в этом случае являются искажёнными и вторичными. Гиганты страдают первыми, и поделом, получите лекарство от зазнайства. И это еще цветочки. Ягодки ожидаются впереди. В этот раз, к счастью, обошлось без жертв, но жертвы, к сожалению еще будут. Будущие жертвы - плата за саботаж, некомпетентность и безответственность.
Еще один пример кадровых рисков про тот же банк. Несколько лет назад в одном из отделений СБ РФ был согласован всеми службами и непродолжительное, правда, время работал начальником одного из ключевых отделов человек с судимостью. Причем его уход из банка был вызван личными обстоятельствами, а не выявленным фактом его судимости. Таковы реалии сегодняшнего дня.
Про фальшивые дипломы и говорить смешно, это вообще такие мелочи. Сейчас, наверное, каждый десятый чиновник с фальшивым дипломом. А второй из этой десятки вообще ничего не заканчивал. Особенно в муниципалитетах. Не верите? Сходите, проверьте!
Когда анализируешь все эти факты, говорить о том, что банки сейчас являются неприступной крепостью, последним оплотом и бастионом «свободного рынка и демократии», не приходится. Очень даже эта крепость приступная, особенно изнутри!
А «обналичка»? Рядовые сотрудники, даже из банков ТОП-10, регулярно попадаются на «обналичке». Не верите? Пойдите, спросите у «знающих лиц». Самое интересное, что «обналичкой» занимаются все банки, кому не лень, но в любом случае - это система.
К примеру, излюбленная площадка «обналичников» - тарифы. Подписью руководителя клиенту с большими оборотами по счёту устанавливаются льготные тарифы. Если за миллион рублей откат составляет один процент, то это десять тысяч рублей. По счетам таких предприятий за месяц обычно проходит в среднем десять миллионов рублей. Тогда сотня тысяч в откате за месяц. Для одного клиента. А если их несколько? Вопрос в том, на сколько человек делить. Обычно - на двоих или троих. Тогда суммы набегают немалые.
А что делать сотруднику? Зарплата маленькая, должность не ахти, а возможности для криминального заработка есть, и жить хочется, как руководству. Не дает спокойно жить созданный миф в умах. Высокий, якобы, социальный статус. Работаешь в банке - значит, банкир, надо обязательно ездить на «Мерседесе». Это все равно что работаешь в больнице - значит врач. Работаешь в школе - учитель, в институте - преподаватель. А кем работаешь, это уже не важно, главное, что работаешь. Смешно. Цените наш «народный юмор».
Эпилог
Собственники и топы, конечно, уже никогда не смогут отказаться от черной - красной икры, лексусов и барских замашек. К хорошему привыкаешь быстро. Уже и не отвыкнуть. Завидую им. Хотя конечно, до сверхдоходов строителей, фармацевтов или нефтяников-газовиков банкам далеко, как до Луны пешком.
Поэтому придется всех и все сокращать и оптимизировать. Боюсь, что все эти «прозрачные управленческие решения» могут привести к ответной реакции. Грязи, будет много грязи. А если еще и конкуренты подключатся, нас ждет очередной виток информационных войн.
Бывший пермский инкассатор в СИЗО уже пишет книгу «Как я ограбил Сбербанк». Увлекательное будет чтиво, бестселлер, но только в России. Обязательно куплю, почитаю. Но слишком всё непрофессионально было сделано. А ведь есть еще люди в стране с подготовкой, знаниями и толковыми планами. И сколько народу полетит в СБ РФ со своих постов после опубликования этого шедевра, если уже не полетело.
Наверно, вскоре на полках книжных магазинов могут появиться и другие произведения других не менее «удачливых» авторов: «Как я работал там-то», «Как меня сократили здесь», «Как я ничего не получил тут».
Полезно ли это будет для отрасли, и для капитализации, и для имиджа банков, не знаю. Но читателям, наверное, все это будет интересно и местами полезно. Желтизна и бульварное чтиво, слухи, сплетни, домыслы, пересуды. Мы это любим, мы любим подсматривать в замочную скважину за другими. Хотя никогда в этом не признаемся. Публичные корпоративные скандалы и разборки пришли к нам с Запада. Куда мы все еще так стремимся попасть. Не минуют они и нас.
Отрасль, которая раньше всегда считалась тихой, со своими неписанными правилами и кодексом молчания, перестает быть таковой. Гламур и скандальность не обойдут банки стороной. Всем хочется славы и признания. Гонораров и интервью. Рейтингов. Денег. Чем банкиры хуже звезд шоу-бизнеса и спорта? А чем хуже продажных политиков и депутатов?
Наоборот. Лучше, круче, креативнее и узкоспециальнее. «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» - как в передаче времен ГДР.
Свобода - она, конечно, лучше, чем несвобода. Но свобода всегда предполагает оппозицию. Такова природ, этой самой свободы. Плата за проезд. Но еще лучше и мудрее сама жизнь.
А что такое жизнь? Это пищевая цепь: сначала ты кого-то ешь, потом тебя едят. Хотя, наверное, прав был и Джаба Иоселиани, когда сказал: «Демократия - это Вам не плов кушать!».
В итоге можно сказать, что оппозиция сколь опасна, столь и полезна: карасям дремать не даёт, да и зубы у неё немаленькие. Короче, внутренний санитар банка. Вернее, санитарка. Источник: Bankir.Ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Жадность...