Нью-Йорк. 27 ноября. FINMARKET.RU - Коррупция, конечно, большое зло. Но, экономисты, как ни старались, не смогли выявить и доказать, что она наносит прямой вред экономике. По крайней мере, темпы роста от нее страдают - не даром самые быстро растущие экономики - все сплошь "насквозь прогнившие" от коррупции. Мало того, часть ученых пытается доказать, что на определенном этапе развития коррупция даже может помочь экономике быстрее расти.
Мнения, что коррупционные системы - зло абсолютное - придерживаются только западные политики и те экономисты, кто считает, что темпы роста - это совсем не главный показатель.
Очередной спор о вреде коррупции затеял как раз политик. Британский премьер Дэвид Кэмерон в начале ноября написал колонку в газету The Wall Street Journal. Кэмерон доказывал, что помощь бедным странам бессмысленна, если те сначала не одолеют свои проблемы - слабые институты и коррупцию. Если им давать деньги просто так, впрок им это не пойдет, рост и экономик не ускорится, граждане пользы от такой помощи не получат.
- Заливать бедные страны помощью - это, скорее, лечение симптомов болезни, а не самого заболевания. Бедным странам мешает развиваться отсутствие главенства законов, конфликты, коррупция и слабые институты.
- Со следующего года Великобритания будет тратить на помощь 0,7% своего ВВП, даже несмотря на кризис и рецессию. Однако Кэмерон хочет, чтобы эти деньги тратились с умом - они должны помочь странам встать на ноги самим.
- Если Великобритания поймет, что деньги оседают в руках коррумпированных элит и не доходят до адресатов, то страна просто приостановит отчисления.
- Кэмерон также собирается отказывать в визах коррумпированным чиновникам.
Экономисты ответили премьеру, что позиция его спорная: коррупция, похоже, никак не тормозит рост экономики и развитие страны.
Связь между коррупцией ростом экономики не доказана
Крис Блаттман из Колумбийского университета считает, что Кэмерон напрасно свалил в одну кучу все "болезни" развивающихся стран. Взятки куда менее опасны, чем экспроприация имущества или гражданская война.
- Обычно мы воспринимаем коррупцию как грязь, которая мешает стране двигаться к благополучию. С этим сложно спорить: из-за тотальной коррупции у предпринимателей пропадает стимул вкладывать деньги. Коррупция становится своего рода налогом на бизнес, причем налог этот не создает общественных благ.
- Этот вывод нам подсказывает здравый смысл. Но если подойти к изучению проблемы с точными научными методами, вывод будет другим: экономисты так и не нашли никаких доказательств того, что коррупция серьезно замедляет рост.
- Ралитца Димова из Университета Манчестера и Науро Кампос из Университета Брунея собрали данные 41 исследования о коррупции и росте экономики. Они обобщили 460 эмпирических оценок связи коррупции и экономического роста. Оказалось, что доказательств того, что коррупция действительно тормозит рост, крайне мало.
- Обычно доказательства в пользу "тормозящего" эффекта коррупции получают ученые, которые используют индекс Transparency International как главный индикатор коррупции. Выборки у них небольшие - максимальный временный диапазон 9 лет (именно столько публикуется индекс), а многие важные факторы, например, уровень развития человеческого капитала, игнорируются.
- Но даже 62% таких исследований не могут доказать явной связи между коррупцией и ростом, лишь 32% делают вывод о значительных негативных последствиях. А 6% исследований выявили положительный эффект - коррупция ускоряет рост экономики.
Исследователи не могут доказать отрицательного влияния коррупции на рост экономики
Якоб Свенссон в одном из исследований Всемирного банка привел множество примеров прямого вреда для экономики от коррупции. Например, Мобуту Сесе Секо, в 1965-1997 годах бывший президентом Конго (Заира), взял из казны примерно $5 млрд - сумму, равную госдолгу страны. За все время его правления уровень жизни в стране не вырос. Состояния, которые присвоили себе бывший президент Индонезии Мухаммед Сухарто и бывший президент Филиппин Фердинанд Маркос, оцениваются соответственно в 2 и в 7 раз выше госдолга.
Эти случаи, конечно, шокируют. Но коррупция - это не причина, а следствие плохих политических, экономических и культурных институтов, уверен Свенссон. Коррупция появляется как ответ на несовершенство законодательства. Именно поэтому наиболее коррумпированные страны - это страны с развивающейся или переходной экономикой, которые только строят систему управления.
- Из-за коррупции меняется структура экономики: преимущества получают не самые эффективные фирмы, а те, кто освоил схемы получения выгоды от коррупции.
- Из-за этого прочие предприниматели стараются меньше инвестировать, а во многих развивающихся стран бизнесмены боятся укрупнять свой бизнес - чем больше масштаб, тем больше коррупционное давление.
- Это находит подтверждение не в макропоказателях, а на микроуровне. В странах Африки, например, фермеры предпочитают вести натуральное хозяйство, чтобы избежать коррупции, из-за этого они поучают меньшую выгоду, снижается их уровень жизни, .
- Успешная борьба с коррупцией приносит явные эффекты в части человеческого капитала: например, растет посещаемость школ и уровень образования. Это было доказано на примере Уганды, в которой в 2004 году прошла мощная антикоррупционная кампания.
- Тем не менее, несмотря на множество примеров на микроуровне, ни сам Свенссон, ни его коллеги так и не смогли выявить прямой связи между коррупцией и темпами роста экономики.
- Вывод - напрямую она не влияет на рост экономики.
Коррупция может быть эффективной
Блаттман приводит другую гипотезу: коррупция может играть роль не тормоза, а смазки для плохо работающего механизма сопряжения государства и экономики. В странах с избыточным регулированием и неправильным распределением полномочий взятки могут быть единственным способом для компаний избежать проблем с чиновниками.
Можно воспринимать их как своего рода налог на устранение барьеров. Правда, не стоит надеяться на справедливое распределение доходов от такого налога.
Тем более сложно отделить "пользу" от коррупции от сопутствующего вреда. Коррумпированные политики и чиновники часто принимают решения, которые тормозят рост экономики.
Слабые темпы роста экономики связаны не с коррупцией, а с ее причиной - "ловушкой эффективности государства", соглашаются экономисты Центра мирового развития.
Гаити, Афганистану или Либерии понадобится сотни, если не тысячи лет, чтобы достичь такой же эффективности, государства как в Сингапуре, и десятки лет, чтобы догнать весьма коррумпированную Индию. С этим явлением и связаны провалы многих программ развития и помощи, а также разочарование политиков Запада, выделяющих на это деньги. А коррупция как раз может сгладить управленческие провалы.
С коррупцией необходимо бороться, чем бы она не была для экономики
Профессор университета Мэйсона и один из создателей блога Marginal Revolution Тайлер Коуэн - один из немногих экономистов, считающих, что мерить эффект от коррупции в процентах роста ВВП - в корне не верно.
Уровень коррупция, по его мнению, имеет ярко выраженную корреляцию с уровнем дохода надушу населения: чем богаче страна, тем ниже коррупция.
- Корреляции с темпами роста не наблюдается, так как более бедные страны и должны расти быстрее, чем богатые. Кроме того, данные о бедных коррумпированных странах часто ненадежны, правильно оценить темпы роста и, тем более, уровень коррупции в них крайне сложно.
- Однако рост богатства страны не означает автоматическое искоренение коррупции, а значит - коррупция вовсе не непременный атрибут бедных стран.
- На микроуровне есть множество доказательств того, что коррупция замедляет рост. Есть исследования, доказывающие, что коррупция серьезно замедляет рост инвестиций, уровня жизни и доходов.
- Мнение Блаттмана о том, что коррупция иногда оказывается эффективной, ошибочно. Коуэн приводит простой пример: чтобы быстро и без проблем открыть бизнес, нужно дать взятку - вроде бы это действительно облегчает процесс, выгодно бизнесу и позитивно для роста. Но сам факт того, что бизнесмен платит дополнительные деньги, снижает доход его бизнеса и не производит общественные блага.
А весь спор о том, способствует коррупция росту или тормозит его - это спор о курице и яйце. Экономист Пак Хунг Мо, автор исследования о коррупции и росте , выявил следующую эмпирическую зависимость: рост уровня коррупции на 1% сокращает рост на 0,72%. Политическая нестабильность, вызванная коррупцией, определяет больше половины этого эффекта - это основной канал связи между коррупцией и ростом. Но Пак также не смог доказать, что именно коррупция приводит к нестабильности, а не наоборот.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Ученые из Гарварда утверждают, что коррупция помогает росту экономики
А коррупция-то, оказывается, не такая плохая вещь, выяснили специалисты Гарвардского института государственного управления. От нее ВВП растет даже там, где больше не растет ничего. Так, может, и нечего с ней бороться? - задалась вопросом «КП».
ГДЕ РЫНОК КАПИТАЛЫ НЕ ГОНЯЛ
Британские ученые умудрились так себя поставить, что над ними весь мир смеется. То за снежным человеком гоняются, то выводят связь между длиной мужского органа и развитием хозяйства - народного.
Но экономисты Лант Притчетт и Эрик Веркер - люди известные в научных кругах. А выводами своими все-таки шокируют. Мы-то с вами думаем, что коррупция - это воровство, а раз так, как может экономика расти от воровства? Но именно это и сказано в исследовании.
Логика у ученых такая. Откуда берется коррупция? От того, что экономика управляется не «сама собой», не конкуренцией между предприятиями и их инициативой, а чиновниками. Позволит тебе чиновник завод построить - ты построишь, нет - так хоть расшибись. Ну а раз так, то чиновник за свое решение, скорее всего, потребует денег.
Но при этом ручное управление оказывается более быстрым. Есть в экономике целые сектора, куда бизнес идет неохотно. Скажем, освоение отдаленных и трудных месторождений. Строительство дорог. Железнодорожные пассажирские перевозки, где цену особо не задерешь. Пока дождешься, что предприниматели свою выгоду учуют, много времени пройдет. А указующий перст чиновника чудеса творит, ткнул в тайгу - раз, а там уже нефтепровод. Именно такие проекты генерируют заметную долю ВВП. Так что экономика действительно растет.
ВЯЛО БЕРУТ, ПЛОХО РАСТУТ
Реальность подтверждает выкладки британских исследователей. Пронизанная коррупцией экономика России действительно демонстрировала бурный рост до кризиса. Рекорды были поставлены в 2000 году (10%) и в 2007 году (8,1%).
Но именно в те годы росла и коррупция. Если в 2001 году общий размер взяток и откатов был $33 млрд., то в 2005 году - $316 млрд., такие оценки приводит организация ИНДЕМ. Похожую цифру - $240 млрд. - называл в 2006 году и первый замгенпрокурора России Александр Буксман.
Но после кризиса 2008 года о высоком экономическом росте пришлось забыть. При этом стал слабо расти и уровень коррупции. Так, в 2011 году объем взяток и откатов был $300 млрд. (по оценке Национального антикоррупционного комитета). Видимо, взятки в самом деле как-то связаны с ростом экономики.
Но такая ситуация наблюдается и в других странах. Развитые государства вроде США или Германии отличаются и невысокой коррупцией, и вялыми темпами роста. Быстро растут страны БРИК - Индия, Китай, Бразилия, и они при этом погрязли во взятках!
КРИМИНАЛЬНЫЙ КРУГ
Но все сказанное относится только к спокойным временам, продолжают излагать гарвардские ученые. Как только настает кризис, коррупционные экономики мгновенно проваливаются. А нормальные - да, проседают, но не сильно. Получается, что свободная конкуренция обеспечивает медленный, но стабильный рост, а жесткая и вороватая рука чиновника заводит страну в состояние качелей - то пусто, то густо.
В самом деле. В последний кризис ВВП России ужался куда сильнее, чем в большинстве стран: в 2009 году мы ушли в минус на 7,8%. Еще резче рухнула только экономика Украины, где с коррупцией тоже беда, - на 14,5%. Достаточно сказать, что Европейский банк реконструкции и развития одно время собирался свернуть сотрудничество с этой страной из-за тотального взяточничества.
И так везде в странах БРИК. Скажем, у Бразилии в 2010 году рост ВВП - 7,5%, а в 2011-м - лишь 2,8%, и если составить график за десять лет, получится кривая наподобие зубчиков пилы. Это же касается, как ни странно, и Китая. Все признают, что в кризис 2008 года Китай провалился меньше всех, так, в 2009 году его экономика на фоне всеобщего падения выросла на 9,2%. Но если опять же сделать график, получим все ту же пилу. Например, в 2006 году рост был 14,2%, и по сравнению с этой цифрой показатель 2009 года - конечно же, резкий провал.
Почему так происходит? В странах с ручным управлением и высокой коррупцией нет так называемых институтов, объясняют в Гарварде. Институты - это не те, в которых студенты учатся, а структуры, правила игры.
В России какие правила? «Я друг, ты друг, мы криминальный круг», как поется в известной песенке. И как кризис, чиновники начинают друзей спасать. А в друзьях ходят олигархи. Не важно, эффективно они ведут бизнес, нет - чиновники щедрой рукой берут миллиарды из суверенных фондов (которые на случай неприятностей копила вся страна) и гасят общими деньгами пожар на конкретных фирмах. А остальные пусть как хотят выкручиваются. В итоге большинство не получает никакой помощи, а те, кто получает, потом клянчат еще. Так, уже в 2011 году стало понятно, что многие олигархи не в состоянии вернуть деньги, полученные в 2008 - 2009-м. Близость к власти не делает тебя хорошим управленцем! В итоге им отсрочили платежи по кредитам. Что затормозило рост экономики в целом: после 2008 года ВВП России растет довольно медленно, как будто его что-то держит.
БЕДНОСТЬ - ЭТО И ЕСТЬ ПОРОК
Но теперь самый поразительный вывод. Высокие темпы роста коррупционных экономик не делают народ богаче. То есть со статистикой все хорошо, а людям как-то не очень.
Причина прозрачна, отмечают авторы исследования. Если экономика олигархична, то есть строится на личных связях чиновников и крупного бизнеса, то богатство достается лишь узкому кругу лиц. В США богатых хоть отбавляй. Но в то же время больше половины ВВП страны производится малым бизнесом, то есть людьми со своей лавчонкой, магазинчиком, крошечным офисом. Это действительно народная экономика, в которой национальное богатство более-менее равномерно размазывается между людьми.
А в России разрыв между 10% самых бедных и 10% самых богатых - в 16 с лишним раз, тогда как в Германии - в шесть раз. Мы ближе к странам вроде Чили, где разрыв - в 27 раз. В России 10% высшего слоя общества собрали в своих руках более 30% доходов!
В нашей стране на богатых работает еще и плоская налоговая шкала. В Германии бедняки часто не платят налогов вообще, но уже инженер с 5 тыс. евро в месяц отстегивает где-то 30%. Это способствует равенству. А в России налоговое бремя точно делает бедняков беднее, но вряд ли разоряет богатых. Согласитесь, заплатить 13% с 6 тыс. руб. и с 300 тыс. руб. - не одно и то же.
АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО
Как ни крути, для России коррупция - абсолютное зло, и как фактор роста она уже не работает, резюмирует Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:
- Где-нибудь в Африке - да. Ну или в 90-е в нашей стране. Когда близость, например, к городской власти - возьмем в пример ту же Москву - давала возможность не только воровать, но и хоть что-то делать. Люди говорили: воруют, да, зато хоть улицы города стали убирать. Но мы давно прошли эту стадию. Даже на Кавказе. И теперь коррупция для нас - чистый минус экономике: деньги вывозятся из страны и на нас не работают.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Виктор ПОЛТЕРОВИЧ, академик РАН: Если законы безумные, их проще обойти
- Никакой сенсации в исследовании нет, то, что коррупция иногда может помогать росту, известно давно. Если законы в стране настолько плохие, что тормозят рост и при этом обойти их проще, чем им следовать, - тогда «неформальные договоренности» между чиновником и бизнесменом могут ускорить принятие эффективных решений. Но все время расти и развиваться таким образом нельзя.
А вот что коррупция всегда способствует неравенству, вряд ли. Не всегда. В 90-е у рядовых чиновников были низкие зарплаты, а в бизнесе ходили хорошие деньги. И взятки чиновникам скорее выравнивали доходы общества в целом.
У нас сейчас снижается бытовая коррупция, но растет крупная - откаты. Так и должно быть, это первое последствие борьбы со взяточниками. Если государство от своего не отступится, постепенно прижмут всех мздоимцев.
http://www.kp.ru/daily/26065/2973251/