Москва. 7 ноября. FINMARKET.RU - Минэкономразвития готовится подвести итоги начатого летом конкурса на выбор команды, которая займется разработкой новой системы предсказания экономических кризисов и методов борьбы с ними. Эксперты, опрошенные "Финмаркетом", не исключают, что далеко не все полученные по новой методике прогнозы станут достоянием широкой общественности. Участники конкурса тоже скромничают и не хотят афишировать свое участие.
Антикризисные учения
Все лето в российском правительстве проходили масштабные "учения": чиновники строили самые ужасные прогнозы относительно второй волны кризиса и старались понять, сможет ли Россия выдержать такой удар.
В августе учения закончились, но остался нерешенным один важный вопрос: а как понять, наступает ли кризис стране на пятки на самом деле или еще нет.
Тогда премьер Дмитрий Медведев поручил чиновникам и экспертам, работающим на правительство, подумать и придумать систему мониторинга неприятных явлений в мировой и российской экономике, которую правительство смогло бы взять на вооружение.
Чиновники думали почти два месяца. В середине октября на совещании у заместителя министра экономического развития Андрея Клепача нужные решения были, наконец, приняты.
"Финмаркет" ознакомился с протоколом совещания, материалами, которые его участники подготовили для правительства и опросил экспертов, которые, как можно заключить, и будут готовить новую систему.
Как это работает сейчас
Сейчас за кризисом в мире и его влиянием на Россию следят в Минэкономразвития, говорится в материалах этого ведомства. Там составляют еженедельные обзоры важнейших показателей и проводят ежемесячный мониторинг текущей экономической ситуации, используя при этом данные Росстата, банковскую, финансовую и внешнеэкономическую статистику.
Еще чиновники используют аналитические обзоры ЦБ по глобальным рискам и финансовой стабильности. Есть несколько экспертных институтов, чьими данными в Минэкономразвития тоже пользуются:
- Сводные опережающие индикаторы системного банковского кризиса, кредитных и валютных рисков, оттока средств со счетом и депозитов населения публикует Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП);
- Сводный опережающий индекс экономической конъюнктуры готовит "Центр развития" ВШЭ;
- Опережающий индекс рассчитывает Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);
- Индекс, основанный на опросах менеджеров по закупкам компаний, составляет HSBC Markit;
- Росстат ежемесячно публикует индекс предпринимательской уверенности, основанной на опросе руководителей компаний;
- Индекс промышленного оптимизма есть у Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара;
- Прогноз динамики ВВП ежеквартально дается и ежемесячно уточняется в рамках совместного исследования компании "Ренессанс Капитал" и Российской экономической школы.
На базе этих материалов и текущих финансовых и статистических показателей (например, данных об объемах железнодорожных перевозок или потреблении электроэнергии) и сейчас возможен анализ и выявление зарождения кризисных процессов в экономике, определение поворотных точек, а также оценка вероятности слома экономической конъюнктуры, утверждается в докладе Минэкономразвития в правительство.
Как будет работать новая система
Для разработки новых опережающих индикаторов, которые будут в большей степени учитывать специфику российской экономики, необходимо заказать исследования, оплатить которые можно было бы за счет Минэкономразвития, Минфина или Центрального банка, пишут чиновники.
Площадкой, где проводился бы мониторинг рисков и их обсуждение, может стать Совет по финансовой стабильности при Минфине. В случае появления негативных сигналов, разработкой мер противодействия приближающемуся кризису и повышения макроэкономической стабильности должна заниматься правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции. Это - общая точка зрения Минэкономразвития, Минфина, ФСФР и Банка России.
Рассказать о ходе работы над системой предсказания кризисов в Минэкономразвития не захотели. Но "Финмаркету" стало известно, что конкурс на проведение соответствующих исследований был объявлен еще в октябре, сбор заявок от потенциальных участников уже прекращен, но итоги конкурса пока не подведены.
Олег Солнцев, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
"Прогностическая модель, разработкой которой сейчас занимается Минэкономразвития, должна быть открытой. Хотя исключить риски того, что прогноз может подтолкнуть эскалацию ситуации, никогда нельзя. Возможно, в открытой части будет выдаваться не вся информация. Это вопрос к Минэкономразвития и правительству.
Системы раннего оповещения об экономической ситуации разрабатываются не первый год. Первый пик интереса к ним был в районе азиатского кризиса 1997 года. Есть достаточно успешные модели.
Не стоит рассчитывать ни на какие-то чудеса, но определенные прогностические возможности у довольно изощренных моделей, которые за ними стоят, есть. В том числе и у ЦМАКП. Например, в прошлом году Центром представлялся опережающий индикатор системного банковского кризиса. Согласно ему вероятность кризиса увеличивается:
- При низком уровне ликвидности банковского сектора,
- При укреплении реального валютного курса национальной валюты,
- При буме кредитования частного сектора,
- При увеличении внешнего долга, что особенно важно для развивающихся экономик,
- При снижении отношения чистых иностранных активов банков к совокупным активам (снижение показателя вызвано преимущественно увеличением иностранных пассивов банков, а значит, кризисам предшествует приток капитала, стимулирующий рост внутреннего кредита)".
Сергей Цухло, завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара
"Проблема не в недостатке индикаторов, которые довольно долго создаются. Это дорогостоящее дело - ввести новый показатель. Речь идет о том, на основе каких уже существующих индикаторов разработать модель, способную предсказывать события, которые возможно ожидают нас в будущем.
99% экономистов приучены работать на основе тех индикаторов, показателей, которые выдает Росстат, Центральный банк, фондовые рынки. И пытаются на их основе разработать какой-то новый показатель, модель, которая лучше предсказывала, чем раньше.
Не случайно, сейчас в мире ведется работа по созданию некоего нового показателя, который должен прийти на смену ВВП. Американцы вообще помешаны на статистике и моделях: что угодно обсчитают.
Исключить негативное воздействие на реальную экономическую ситуацию прогнозов нельзя. Поэтому вполне возможно, что далеко не все показатели модели и выводы, которые можно сделать на ее основе, будут становиться достоянием общественности. Что-то может сообщаться в рамках еженедельных или ежемесячных обзоров Минэкономразвития.
В каком виде это представлять - вопрос к маркетологам, пиар-технологам. Может быть, как степень угрозы в виде светофора: красный, желтый, зеленый. Для экономистов более понятно - больше или меньше нуля: выше - улучшение ситуации, ниже - ухудшение. Без конкретизации.
По нашим прогнозам, обвального ухудшения ситуации в России быть не должно: это будет плавное, медленное, печальное ухудшение. И до какой глубины дойдет, не известно.
Но как правило все прогностические модели настроены на предсказании прошлых кризисов".
Наталья Акиндинова, директор Центра развития ВШЭ
"Предсказание кризисов - дело неблагодарное. Но в США уже очень давно считаются различные опережающие индикаторы конъюнктуры. Для них отбираются показатели, по которым происходит раньше точка перелома, чем у известных макроэкономических показателей - ВВП, динамики производства. Для любой рыночной экономики такие индикаторы можно подобрать.
Очень важно, чтобы расчетами занималась неправительственная организация. Участники рынка очень нервно реагируют на любые заявления официальных органов об ухудшении ситуации и действительно устраивают кризис.
Поэтому в США индекс опережающих экономических индикаторов рассчитывается нью-йоркской некоммерческая исследовательская организацией Conference Board при министерстве торговли. И каждый участник рынка решает - верить этому или нет. Считается, что за последние 50 лет она предсказала 12 рецессий при семи реально состоявшихся.
Индикатор слишком нервно реагирует на какие-то вещи. Чего-то со 100-процентной гарантией придумано быть не может: экономика - слишком многофакторный процесс. Хотя, к счастью, экономическая конъюнктура - вещь более инерционная, изменения происходят не так часто.
Могу с гордостью сказать, что и в 2008 году наш индикатор отреагировал достаточно адекватно на начинавшийся кризис, и нынешнее замедление темпов роста тоже отразил заранее, раньше, чем данные статистики.
Сейчас наш показатель после нескольких месяцев ухудшения, вышел на плато, показывает стагнацию. Можно ожидать, что дальнейшего ухудшения в экономике не будет.
Кроме системы индикации, правительство ждет некий набор мер, которые позволят реагировать на ухудшение ситуации. Есть набор краткосрочных мер, которые позволяют воздействовать на происходящее. В основном это довольно стандартные меры бюджетно-денежной политики: снижение налоговых ставок, перераспределение расходов на более пожарные цели, снижение кредитных ставок, расширение предложения ликвидности. Главное, чтобы их комбинация и пропорция были подобраны правильно. Но это уж придется определять в ручном режиме".
Евгений Рудаков, руководитель отдела экономико-математического моделирования Институт проблем естественных монополий
"Когда говорят об опережающих индикаторах, как правило, имеют в виду самые оперативные показатели, которые позволяют оценивать экономические процессы до того, как поступит информация, собранная и обработанная официальными источниками: в случае России - Росстатом.
Обработка и последующая интерпретация оперативных данных, таких, например, как электропотребление и грузовые железнодорожные перевозки, позволяет рассчитывать индексы производства и спроса на промышленную продукцию.
Выпускаемый нашим институтом уже на протяжении трех лет ежемесячный мониторинг показал, что начало кризиса 2008 года сопровождалось резким одномоментным падением спроса на промышленную продукцию, в то время как индекс производства обвалился лишь два месяца спустя.
Безусловно, есть доля истины в словах тех экспертов, кто говорит о непохожести возможного грядущего и прошедшего кризиса. Однако фундаментальные реакции экономики на любой кризис схожи, например, спрос реагирует на кризис быстрее производства. Поэтому на сопоставлении динамики таких показателей как производство и спрос на промышленную продукцию может быть выстроена система антикризисного мониторинга".