Для модернизации экономики необходим ряд условий, и одним из важнейших выступает состояние инфраструктуры. Ускоренное развитие немыслимо без сети дорог, доступности энергоснабжения и коммуникаций, удобства перемещения работников.
Все успешно модернизировавшиеся страны уже на ранних этапах столкнулись с этим ограничителем экономического роста и решительно взялись за исправление ситуации. Можно уверенно сказать: только тем, кто смог взять этот рубеж, удалось модернизироваться. Те, кто спасовал, остались в прошлом. России похвастать тут, увы, нечем. С 1995 по 2008 г. протяженность авто- и железнодорожной сети почти не увеличилась (составив 750 000 и 755 000, 87 000 и 86 000 км; Россия в цифрах.
Официальное издание. Федеральная служба государственной статистики, 2009, табл. 18.9). За 1989-2008 гг. объем морских перевозок упал в 4,8, а число авиапассажиров — в 2,1 раза; ввод в эксплуатацию жилья сократился на 34%, а подключение к энергосетям стало общенациональной проблемой. Зато страны-лидеры вели себя совершенно иначе. Сейчас принято сравнивать Россию с другими государствами BRIC — и тут сравнения выглядят ужасающими. В Бразилии с 1988 по 2005 г. протяженность дорожной сети выросла на 65%, объем морских перевозок — на 90%, а число авиапассажиров — более чем вдвое.
О Китае лучше и не вспоминать: только за последние пять лет здесь было построено 3,1 млрд кв. м жилья, 480 000 км автомобильных и 19 000 км железных дорог; введены в действие 16 новых крупных аэропортов, запущены первые высокоскоростные поезда, шесть китайских портов вошли в топ-12 морских ворот мира (причем наименее загруженный из них обрабатывает больше грузов, чем все порты России, вместе взятые), а подключение к энергосетям занимает сейчас 19 дней.
Россия проигрывает в этом соревновании из-за некомпетентности и коррумпированности государства, которое не ставит перед собой комплексных целей развития. Чем меньше власть вмешивалась в развитие инфраструктуры — тем лучше оказывался результат. В 2000 г. выручка от предоставления услуг мобильной телефонии была в три раза меньшей, чем от услуг стационарной местной и межрегиональной телефонной связи, а в 2008 г. — в четыре раза большей. Зато в дорожном строительстве нет конкуренции, нет и результатов: в 2008 г. построено всего 2300 км автодорог (в Китае столько строят за 10 дней!), а госкорпорация «Автодор» (которой передано недавно в доверительное управление 18 000 км дорог) будет скорее заниматься переводом их эксплуатации на платную основу, чем строительством новых.
Какова причина провала инфраструктурной модернизации России? На наш взгляд, она очевидна: в отличие от китайского, корейского или бразильского, российское государство не способно предъявлять жесткие требования к подрядчикам и оптимально организовывать производство.
Сегодня 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн, в Бразилии — в $3,6 млн, в России — в $12,9 млн (для участка автодороги Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км цифра составляет $134 млн за 1 км; для Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга — $142 млн за 1 км, для четвертого кольца Москвы — около $400 млн за 1 км). Себестоимость постройки складов и коммерческой недвижимости в России выше, чем во Франции или Германии, и превосходит бразильский показатель в 2,4, а китайский — в 3,2 раза. При этом на 1 кв. м площади жилых домов расходуется 0,9 куб. м бетона и 90 кг железной арматуры, хотя в развитых странах — в среднем в 2 раза меньше (в свою очередь, на производство 1 т цемента, из которого делается бетон, идет 210 кг условного топлива, а в ЕС — 125 кг).
В Германии 65% автотрасс строится с укладкой бетонных плит, в КНР — 38%, в России — 0%. Ведь эти покрытия не нуждаются в ремонте по 20 и более лет, а на ремонт существующих дорог мы тратим в 5,5 раза больше средств, чем на прокладку новых.
Российское государство переплачивает строителям десятки миллиардов долларов и упускает выгоду на еще большие суммы просто потому, что те, кто ассоциирует себя с государством, являются не «государственниками», а «кормящимися». Не будет преувеличением сказать, что российские инфраструктурные проекты в последние годы стали местом самого масштабного непрозрачного перераспределения богатства в мире (в 2006-2008 гг. здесь обернулось около $230 млрд без всякого видимого материального результата). Неудивительно, что этот рынок полностью закрыт для иностранных компаний, а себестоимость работ здесь растет на 25-40% ежегодно.
Модернизация предполагает жесткую систему управления — реальную вертикаль, которая может диктовать условия. Она удается там, где такая система выстроена, и проваливается там, где чиновники действуют как бизнесмены. А так как в России последнее наблюдается наиболее отчетливо, то, пока ситуация не изменится, более современной инфраструктуры и модернизации в целом стране ждать не приходится.
Текст: Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, издатель и главный редактор журнала «Свободная мысль».
Комментарий от VP: и хороший комментарий с авторамблера:
Геннадий Шевченко, Сегодня, 14:48 ссылка на комментарий Давно хочу понять одну непонятную вещь для меня. Давайте пересчитаем все на один метр дороги. Делим 12,9 млн дол.на 1000 м (это 1 км). Получаем, что один метр дороги стоит 12900 долларов!!! Как это может быть? Т.е. 1 кв.м жилья стоит во много раз меньше? Но это же полный абсурд. Делим дальше: 12900 дол. на 100 см (1 метр). Получаем, что 1 см!! дороги стоит 129 долларов!!! Какие же законы экономики (или физика должна быть другой?) здесь должны действовать? И нужно в публикациях так и указывать, сколько стоит 1 см дороги!!! Сразу и ребенку будет все ясно.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Медведев пригрозил выгнать приморских чиновников с лопатами строить переходы на дороге
Президент РФ: "У нас на трассах погибает людей, как во время войны"
Фото: АР
На федеральной трассе М-60 Хабаровск-Владивосток постоянно гибнут люди
Президент России Дмитрий Медведев потребовал от Минтранса и руководства Приморья немедленно приступить к решению проблемы строительства надземных пешеходных переходов через федеральную трассу М-60 (Хабаровск-Владивосток) в наиболее опасных местах, в противном случае глава государства пригрозил выгнать чиновников на дорогу с лопатами.
Во время приема граждан, который проходит в режиме видеоконференцсвязи, к президенту обратилась Анна Петровская из Владивостока. По ее словам, из-за отсутствия переходов на этой скоростной дороге, которая проходит через пригородные поселки Владивостока, постоянно гибнут люди.
"У нас и деньги есть, и ресурсы есть. Выделим наиболее опасные участки трассы М-60 и приступим к строительству соответствующих переходов немедленно, имея в виду, что окончательно все освещение и все надземные переходы, которые необходимы, будут сделаны в этом и в следующем году", - сказал Медведев.
Обращаясь к главе Минтранса Игорю Левитину, который участвовал в видеоконференцсвязи, Медведев сказал: "В этой связи я сейчас подпишу поручение, которое адресовано вам как министру, по созданию и строительству надземных пешеходных переходов. Доложить о работе до конца этого года".
По мнению президента, властям необходимо также в целом обратить внимание на ситуацию с соблюдением правил дорожного движения, передаёт РИА Новости.
"Вы знаете, какое количество людей у нас гибнет. Это одна из существеннейших проблем. У нас на трассах погибает людей, как во время войны, - сказал Медведев. - Наряду с заболеваниями сердца, онкологией и пьянством, гибель людей на дорогах - одна из самых распространенных причин смерти. Количество погибающих на дорогах у нас в разы превышает цифры по другим странам".
Как считает глава государства, в том числе это связано с тем, что дороги не оборудованы соответствующими переходами, освещением.
"Но не только. Очень важным является наличие средств скорой помощи вблизи соответствующих трасс. Сейчас мы такую программу реализуем с Минздравом, - напомнил президент. - Я сейчас поручение подписываю, оно адресовано правительству, Левитину - с одной стороны, полномочным представителям во всех округах по этой программе в целом и с третьей стороны - руководителю региона".
Губернатор Приморского края Сергей Дарькин сообщил, что на реконструкцию трассы М-60 в рамках подготовки к проведению во Владивостоке саммита АТЭС-2012 выделено 7 миллиардов рублей.
"Будет построено 18 надземных переходов, в том числе в тех местах, о которых говорит Анна Викторовна", - сказал глава региона.
Министр транспорта, в свою очередь, заверил, что работа начнется уже в этом году.
"Как только сделаем расширение до шести полос, приступим к формированию автобусных стоянок, рядом с которыми будут находиться надземные переходы", - сказал Левитин.
Медведев спросил у жительницы Владивостока, удовлетворена ли она состоявшимся диалогом.
"Я думаю, что получила исчерпывающий ответ", - сказала Петровская.
Президент попросил ее следить за ситуацией.
"Если что, проинформируйте нас, мы тогда всех, кто присутствует на разговоре, если что, выведем на дороги, сами будут лопатами переход делать", - сказал Медведев.
Обычно цену указывают какраз за 1 км, другое дело что цена в $12,9 млн за 1 км.. както невписывается ни в какие рамки, это действительно реальная стоймость??
Это стоимость чиновников.
» #1 написал: ArtKi (14 июля 2009 15:54) Статус: |
Обычно цену указывают какраз за 1 км, другое дело что цена в $12,9 млн за 1 км.. както невписывается ни в какие рамки, это действительно реальная стоймость??
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Президент РФ: "У нас на трассах погибает людей, как во время войны"
Президент России Дмитрий Медведев потребовал от Минтранса и руководства Приморья немедленно приступить к решению проблемы строительства надземных пешеходных переходов через федеральную трассу М-60 (Хабаровск-Владивосток) в наиболее опасных местах, в противном случае глава государства пригрозил выгнать чиновников на дорогу с лопатами.
Во время приема граждан, который проходит в режиме видеоконференцсвязи, к президенту обратилась Анна Петровская из Владивостока. По ее словам, из-за отсутствия переходов на этой скоростной дороге, которая проходит через пригородные поселки Владивостока, постоянно гибнут люди.
"У нас и деньги есть, и ресурсы есть. Выделим наиболее опасные участки трассы М-60 и приступим к строительству соответствующих переходов немедленно, имея в виду, что окончательно все освещение и все надземные переходы, которые необходимы, будут сделаны в этом и в следующем году", - сказал Медведев.
Обращаясь к главе Минтранса Игорю Левитину, который участвовал в видеоконференцсвязи, Медведев сказал: "В этой связи я сейчас подпишу поручение, которое адресовано вам как министру, по созданию и строительству надземных пешеходных переходов. Доложить о работе до конца этого года".
По мнению президента, властям необходимо также в целом обратить внимание на ситуацию с соблюдением правил дорожного движения, передаёт РИА Новости.
"Вы знаете, какое количество людей у нас гибнет. Это одна из существеннейших проблем. У нас на трассах погибает людей, как во время войны, - сказал Медведев. - Наряду с заболеваниями сердца, онкологией и пьянством, гибель людей на дорогах - одна из самых распространенных причин смерти. Количество погибающих на дорогах у нас в разы превышает цифры по другим странам".
Как считает глава государства, в том числе это связано с тем, что дороги не оборудованы соответствующими переходами, освещением.
"Но не только. Очень важным является наличие средств скорой помощи вблизи соответствующих трасс. Сейчас мы такую программу реализуем с Минздравом, - напомнил президент. - Я сейчас поручение подписываю, оно адресовано правительству, Левитину - с одной стороны, полномочным представителям во всех округах по этой программе в целом и с третьей стороны - руководителю региона".
Губернатор Приморского края Сергей Дарькин сообщил, что на реконструкцию трассы М-60 в рамках подготовки к проведению во Владивостоке саммита АТЭС-2012 выделено 7 миллиардов рублей.
"Будет построено 18 надземных переходов, в том числе в тех местах, о которых говорит Анна Викторовна", - сказал глава региона.
Министр транспорта, в свою очередь, заверил, что работа начнется уже в этом году.
"Как только сделаем расширение до шести полос, приступим к формированию автобусных стоянок, рядом с которыми будут находиться надземные переходы", - сказал Левитин.
Медведев спросил у жительницы Владивостока, удовлетворена ли она состоявшимся диалогом.
"Я думаю, что получила исчерпывающий ответ", - сказала Петровская.
Президент попросил ее следить за ситуацией.
"Если что, проинформируйте нас, мы тогда всех, кто присутствует на разговоре, если что, выведем на дороги, сами будут лопатами переход делать", - сказал Медведев.
"Я думаю, до этого не дойдет", - с улыбкой заметила женщина.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Это стоимость чиновников.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: