Все чаще стало звучать мнение о том, что нынешний долговой кризис не так уж страшен, да и вообще, это благо для Старого Света
На прошлой неделе Европа получила сразу несколько весомых поводов для оптимизма относительно своего будущего. И, как бы ни складывались макроэкономические обстоятельства, Старый Свет еще рано списывать со счетов: он не утратил ни конкурентоспособности, ни стремления развивать свой интеграционный проект.
В борьбе Евросоюза с долговым кризисом наступает новый этап: в среду Конституционный суд Германии дал "добро" на создание постоянного антикризисного фонда – Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ). "Это хороший день для Германии и хороший день для Европы", - заявила канцлер Ангела Меркель, выступая в тот же день в бундестаге. 700-миллиардный фонд будет спасать от банкротства "проблемные" страны еврозоны, ставя им при этом жесткие условия бюджетной дисциплины. Меркель также одобрила озвученный накануне план Европейского центрального банка (ЕЦБ) по неограниченной скупке гособлигаций таких стран. Таким образом, Германия фактически согласилась "платить по чужим долгам", хотя еще недавно выступала против этого. Конституционные судьи ФРГ всего лишь подчеркнули, что участие Германии в спасении должников должно ограничиваться уже согласованными 190 миллиардами евро, и любое превышение этого лимита подлежит утверждению в бундестаге.
В тот же день в Нидерландах проходили парламентские выборы. Обозреватели опасались, что победу на них могут одержать левые, намеревающиеся изменить курс страны. До сих пор Голландия, пятая по величине экономика ЕС, жестко придерживалась линии "Севера" - бюджетной экономии, сдерживания инфляции и строгости к "проблемным" странам еврозоны. Но социал-демократы – вслед за новым руководством Франции – хотят поставить во главу угла стимулирование экономического роста, отодвинув бюджетную дисциплину на второй план. Это могло бы еще больше расшатать позиции евро. В то же время крайне правая партия вообще ратует за выход Голландии из европейского валютного проекта. Однако в итоге большинство мест в нидерландском парламенте досталось правящей центристской партии во главе с нынешним премьер-министром Марком Рютте – верным союзником Германии во всех ожесточенных бюджетно-финансовых баталиях ЕС. Проголосовав за эту партию, голландцы, по мнению большинства обозревателей, внесли свой важный вклад в стабилизацию ситуации в еврозоне.
На этом фоне стало чаще звучать мнение о том, что нынешний долговой кризис не так уж страшен, да и вообще, это благо для Европы. Ведь, как известно, кризисы нередко служат стимулом к развитию и обновлению. Вот и сейчас во многих европейских странах – особенно в "проблемных" - идет активный поиск путей повышения конкурентоспособности экономики и государственного управления. Во всей Европе оживилась дискуссия о дальнейших путях интеграции.
На прошлой неделе на сессии Европарламента вновь прозвучали призывы к федерализации Евросоюза. Сначала глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что ЕС должен стать "демократической федерацией наций", но ни в коем случае не превратиться в "наднациональную супердержаву". При этом странам-членам придется делегировать Евросоюзу еще часть своего суверенитета во имя усиления суверенитета Европы в мире. Для этого уже в ближайшие два года понадобится в очередной раз внести изменения в основополагающие документы ЕС.
Однако, как выяснилось, в Европарламенте бытуют и более смелые взгляды на интеграцию. Так, лидер либеральной фракции ЕП, бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт, комментируя речь главы ЕК, заявил, что Европе нужна не "федерация государств-наций" а "единый европейский федеративный союз". Дескать, Европа наций – это именно то, что существует сегодня, и она не способна преодолеть кризис. Конечно, Верхофстадт, автор манифеста "Соединенные штаты Европы" - это известный "романтик евроинтеграции", однако в нынешней непростой для ЕС ситуации у него стало гораздо больше единомышленников. Да и по факту интеграция Евросоюза продолжается: заключен Бюджетный пакт, начинается обобществление долгов стран-членов (создан ЕСМ, ЕЦБ собирается выкупать их долговые обязательства), на очереди – создание единого органа по надзору за банковской деятельностью. По всей видимости, очередные изменения в основополагающие документы ЕС будут касаться делегирования Союзу странами-членами части своих бюджетных и финансовых полномочий.
При этом Европа остается сильной не только масштабом своей экономики и общего рынка. Значительное число стран, входящих в ЕС или тесно интегрированных с ним, сами по себе обладают выдающейся конкурентоспособностью в мировом масштабе. Согласно опубликованному в начале сентября очередному докладу Всемирного экономического форума, из десяти наиболее конкурентоспособных стран мира шесть – европейские. Это Швейцария (первое место), Финляндия, Швеция, Нидерланды и Германия (соответственно, с третьего по шестое место), а также Великобритания (восьмое). Из первых двадцати стран в этом списке Европе принадлежит ровно половина.
Правда, среди наиболее конкурентоспособных государств нет ни одного, относящегося к "южанам". Ближайшая из числа последних – Испания – оказалась лишь на 36-м месте в списке ВЭФ, Италия же на 42-м, Португалия на 49-м, а Греция – вообще на 96-м. Такое отставание является едва ли не главной причиной всех экономических неурядиц Евросоюза, включая нынешний долговой кризис. Поэтому, видимо, прежде чем углублять свою интеграцию, Евросоюзу надо как-то решить эту проблему: либо сократить качественный разрыв между экономиками "северян" и "южан", либо исключить последних из наиболее продвинутых интеграционных проектов.
Источник: utro.ru.
Рейтинг публикации:
|