Дэвид Гарднер, The FT: Испании угрожает сепаратизм
В Испании худший кризис со времен Франко сопровождается ростом сепаратистских настроений. Помимо экономического спада, проблем с бюджетом и долгового кризиса в еврозоне, правительства Испании может столкнуться с конституционным кризисом, итогом которого может стать распад страны. Через месяц в Стране басков пройдут выборы: пока Bildu, ранее запрещенная сепаратистская партия, пользуется такой же популярностью, как и ориентированная на Мадрид Национальная Баскская партия.
В Каталонии требования независимости получает поддержку все более уважаемых политиков. В отличие от Страны басков, которая имеет право самостоятельно распоряжаться своим бюджетом, Каталония отчисляет значительную часть доходов центральному правительству. И она хотела бы получить такой же уровень независимости, как и у басков. Но Мадрид вряд ли на это пойдет - центральное правительство зависит от отчислений из региона. Однако без такой реформы Каталония вряд ли захочет оставаться частью Испании.
Кеннет Рогофф: Слишком много лишних законов
На первый взгляд, новый финансовый кризис миру не грозит. Инвесторы, регуляторы, потребители и даже политики слишком хорошо помнят 2008 год, который чуть не привел их к финансовой смерти. Но фундаментальных изменений в мировой экономике не произошло. Ни у политиков, ни у регуляторов нет достаточной смелости, чтобы сделать систему более прозрачной.
Пока главным результатом кризиса стало усложнение финансового законодательства и усиление регулирования, которое становится все более запутанным. В законе Гласс-Стигола, который регулировал банковскую систему, было 37 страниц, и он обеспечивал финансовую стабильность в течении 70 лет. Закон Додда-Франка состоит из 848 страниц, а вместе с отдельными законами и пояснением от регуляторов - из 30 тыс страниц. Чиновники вовлечены в мышиные бега, в которых у них нет шанса выиграть: по мере развития финансовой системы, они усложняют законодательство. Самый надежный путь к снижению регулирования - это изменить систему финансирования банков и других институтов, им нужно меньше полагаться на заемные средства. "Базель III" - это маленький шажок в нужном направление. Но системе нужны кардинальные изменения.
Жан-Клод Трише, бывший глава ЕЦБ: Европа должна стать федерацией
Еврозона - это уникальное явление в истории государств, это общество стран. Как и в обычном обществе все страны еврозоны абсолютно независимы, однако взаимосвязанны, они могут влиять друг на друга как негативно, так и положительно. В целом эта система работала неплохо: цены были стабильны, с 1999 года было создано 14,5 млн рабочих мест по сравнению с 8,5-9 млн в США, а уровень госдолга к ВВП был в целом ниже, чем у Японии.
Тем не менее, у Европе есть несколько основополагающих слабостей: страны никогда не соблюдали Бюджетный пакт, власти еврозоны никогда не следили за конкурентоспособностью стран, да и инструменты антикризисного менеджмента просто не были предусмотрены при создании еврозоны. Кроме того, платежеспособность суверенных заемщиков была тесно связана с ее банками. Сейчас европейцы постепенно исправляют эти ошибки.
Но этого недостаточно: Еврокомиссия должна обязать правительства, не соблюдающие нормативы по дефициту бюджета и госдолгу, принимать определенные меры. Подобные программы могут быть одобрены Европейским парламентом. Также потребуется и общее финансовое министерство. В итоге, Европа превратится в экономическую и монетарную федерацию.
Филипп Стивенс, The FT: Лучший способ заставить Иран создать ядерную бомбу
Есть один надежный способ заставить Иран создать ядерную бомбу: Израилю нужно начать бомбежку страны. Подобную ошибку допустили Джордж Буш и Тони Блэр, когда начали бомбить Саддама Хуссейна. Сейчас существует риск, что США, если они поддержат Израиль, снова сделают эту ошибку.
Пока правда не ясно, собирается ли Израиль нанести удар по Ирану до выборов в США. Однако администрация Барака Обамы очень боится быть втянутой в конфликт до выборов в ноябре этого года. Это шанс для Израиля начать шантажировать будущего президента США. Например, если Израиль сдержит агрессию сейчас, то затем стране понадобится полная поддержка США в военном конфликте. Да и Обама жестко настроен на то, чтобы пресечь распространение ядерного оружия.
Ответом на бомбардировку будут жесткие действия со стороны Ирана, например, блокада Ормузского пролива. Кроме того, это объединит лидеров Ирана, а страна избавится от всех обязательств по договору о нераспространении ядерного оружия. В результате многие внутренние проблемы Ирана решатся сами собой.
Уильям Песек, Bloomberg: Почему Китаю нравятся республиканцы
Китаю нравятся, когда в Белом доме США оказываются республиканцы. КНР понятно, что им нравится: свободная торговля, низкие налоги и крепкая национальную оборону. С демократами все сложнее: они защищают довольно абстрактные понятия, например, права человека или охрану окружающей среды. Однако Митт Ромни, на первый взгляд, должен сильно беспокоить китайские власти, ведь он собирается увеличивать присутствие США в Азии, продавать больше оружия Тайваню, а Китай объявить валютным манипулятором.
Однако, это показное - Китай вряд ли боится победы республиканцы. Если Ромни объявит Китай валютным манипулятором, ему придется в том же обвинить и Японию, своего торгового партнера. Да и роста влияния США в Тихоокеанском регионе бояться не стоит, ведь сейчас Америке далеко до былого могущества.