Вертикаль власти в США будет финансовой.
Президент США Барак Обама обнародовал план масштабной реформы системы финансового регулирования, которая даст американским властям возможность надзора за крупными финансовыми институтами. В частности, уже внесенным в конгресс законопроектом под контроль финансового регулятора SEC передаются хедж-фонды, фонды private equity и венчурные фонды с объемом средств более $30 млн. Среди других шагов реформы — получение SEC полномочий банковского регулятора для крупных банковских конгломератов и создание агентства защиты потребителей на финансовом рынке.
В своем выступлении Барак Обама сообщил американцам о том, что "культура безответственности укоренилась от Уолл-стрит до одноэтажной Америки". По его словам, режим регулирования финансовых рынков "не устоял перед экономикой XXI века" и должен быть изменен. Для этого Белый дом предлагает конгрессу принять пакет законов и вопреки тенденциям последних десятилетий усилить влияние государства на финансовые рынки.
Центральный пункт "плана Обамы" — это наделение ФРС полномочиями в отношении системных рисков в экономике для предотвращения катастроф, подобных банкротству Lehman Brothers или спасению AIG за счет налогоплательщиков. Также Обама обещает решить такие сложные задачи, как принуждение финансовых компаний к увеличению капитала и выстраивание системы регулирования внебиржевых деривативов и секьюритизированных инструментов. Отметим, что изменения не станут столь масштабными, как ожидалось еще недавно — полной реорганизации финансовых регуляторов не будет. Администрация не станет перераспределять роли двух главных финансовых регуляторов в США — SEC (контроль над рынком ценных бумаг) и ФРС (группа эмиссионных банков).
Первый законопроект, который рассматривается как часть реформ Обамы, внес в среду в конгресс глава банковского подкомитета сенатор Джек Рид. Проект предполагает введение лицензирования и надзора SEC над такими институтами, как хедж-фонды, фонды private equity, венчурные фонды и частные инвестиционные пулы с объемом управляемых средств более $30 млн. Менее крупные структуры будут регулироваться на уровне штатов США. В случае утверждения новация наверняка вызовет волну аналогичных регулятивных решений по всему миру: практически нерегулируемая работа фондов private equity была базовым принципом развития рынка в последние двадцать лет.
Вместо реформы SEC власти США намерены усиливать и перераспределять полномочия: SEC получит право банковского надзора за крупными финансовыми конгломератами, ФРС — за частью крупных потребительских банков. Новая структура — CFPA — будет единым органом, регулирующим оборот любых финансовых инструментов с кредитным риском, превышающим 5%. Наконец, еще одной составляющей банковского надзора станет банковское агентство NBS — оно получит полномочия надзора, ранее имевшиеся у департамента контроля за сбережениями и главного контрольно-финансового управления в составе правительства США.
SEC и надзорная инстанция на рынке деривативов CFTC готовят законы, устанавливающие госконтроль на свободном секторе рынка деривативов. Пока неясно, как будут распределены эти полномочия — известно лишь то, что сотрудничество их с ФРС и между собой будет усилено ради предотвращения "провалов в регулировании между рынками" и мониторинга "системных рисков". Последним будет посвящена работа всей новой пирамиды госрегулирования финансов. С одной стороны, часть полномочий по системному регулированию передаются ФРС (в части банков). С другой стороны, минфин США создаст совет по контролю над финансовыми рынками — в него, кроме Минфина, войдут главы ФРС, SEC, CFPA, агентства по страхованию депозитов FDIC, а также агентства по ипотечному рынку FHFA. Таким образом, ранее раздробленная и взаимоуравновешивающая сеть финрегуляторов на крупнейшем рынке мира получит собственную вертикаль государственной власти. Возглавит мегарегулятор министр финансов США Тимоти Гейтнер.