Бен Арис (Ben Aris)
Предполагается, что рынки должны быть рациональны. И классическая экономика, и здравый смысл подсказывают, что капитал должен идти туда, где наибольшая норма прибыли. Но проблема в том, что реальный мир так не работает, особенно в трудные времена, которые наступили сегодня.
Национальные бюджеты накапливают огромные долги, состоялось уже несколько раундов накачивания экономики деньгами, и те оптимальные решения, которые принимают западные страны в целях устранения своих бед и напастей, лишь стремительными темпами увеличивают риски. Инвесторы поплыли в традиционные "безопасные гавани", вкладываясь в американский доллар и в казначейские векселя США, на которые в Goldman Sachs недавно сочинили пасквиль, назвав "ценными бумагами, которые прежде считались безопасными".
"Число стран с рейтингом AAA сокращается; в передовых экономиках количество таких стран уменьшилось с 68% в период до финансового кризиса 2007-2009 годов до 52% в настоящее время. Среди стран с формирующимися рынками экономик с рейтингом AAA нет, однако рейтинг AA имеют 15% стран (до кризиса их было 10%). Об этом в июле в служебной записке написал экономист "ВТБ Капитал" Нил Маккиннон (Neil MacKinnon). "Международный валютный фонд прогнозирует, что общий государственный долг стран с развитой экономикой к 2016 году достигнет суммы в 59 триллионов долларов, в то время как на конец 2011 года он составлял 47 триллионов", - отметил он.
На самом деле, ситуация настолько ухудшилась, что вкладчики в облигации готовы покупать немецкие "бунды", хотя их доходность ушла в минус. Они скорее смирятся с потерями, нежели станут скупать твердые как скала российские облигации у таких организаций как "Сбербанк" и ВЭБ, дающие доход как минимум в 6%. У России чуть больше доллара наличности на каждый доллар внешнего долга (государственного и коммерческого), из-за чего шансы на дефолт незначительны, особенно если посмотреть на макроэкономические проблемы Западной Европы на фоне российских.
Мириться с убытками, когда есть предложение относительно безопасных доходов, это бессмыслица. Это неожиданная и удивительная ситуация, когда капитал не перетекает из развитых в развивающиеся страны, несмотря на то, что в развивающихся странах ниже объем капитала на каждого работника, а следовательно, доходы от вливания капитала выше. Так гласит "парадокс Лукаса", выведенный лауреатом Нобелевской премии Робертом Лукасом (Robert Lucas) из Чикагского университета, который выдвинул эту идею в своей работе, написанной в 1990 году.
Подъем в гору
Какие механизмы отвечают за такое перетекание капитала? Парадокс неприменим к потокам рабочей силы, как показали орды иммигрантов, прибывших в прошлом году в Россию из "станов" (из-за этого в России впервые за двадцать лет был отмечен прирост населения – со 142 до 143 миллионов человек). В США аналогичная ситуация, потому что туда через границу в поисках работы проникают мексиканцы.
Во время интервью bne Лукас заявил, что ответ ему неизвестен, но он отметил два момента, могущие быть причиной. Первый это просто зачаточное состояние экономик развивающихся стран: отсутствие инфраструктуры, современного оборудования, нехватка средств производства, слабое регулирование и низкое качество институтов.
На написание знаменитой работы его побудило бедственное положение Африки в 1980-е годы. Имея богатые запасы полезных ископаемых, нефти, минералов и алмазов, континент существовал на зарубежную помощь и почти не получал инвестиции. "В Африке почти не было институтов, так как континентом заправляли военные диктаторы, а те, что были оставлены французами, просто не функционировали. Опыт Индии, унаследовавшей британские институты, был неоднозначным. Однако в таких местах, как Сингапур, который после обретения независимости изо всех сил начал создавать институты, налицо был заметный успех", - отметил Лукас.
Что касается России, то Лукас в качестве проблемы для инвесторов называет президента Владимира Путина. "В России существует реальный политический риск, и Россия при Путине не внушает доверия. Там непросто заниматься бизнесом, поскольку государство играет своими фаворитами, - говорит он. – И так не только в России, но и в десятках других стран с формирующимися рынками. Конечно, в связи с этим возникает вопрос: почему компании с таким удовольствием инвестируют свои средства в Китае, который от России ничем не отличается. Это же неразумно? Очевидного и ясного ответа нет".
Исследования показали, что пост-колониальная Америка это то место, где парадокс Лукаса тоже не работал. Там отцы-основатели взяли в свои руки британские институты и усовершенствовали их. Британский капитал продолжал притекать в Америку и после обретения ею независимости. Он в значительной мере обеспечивал рост на начальном этапе развития страны. (В меньшей степени приток капитала в 17-м и 18-м веках обеспечивал британский колониализм: колонисты обычно берут свои деньги с собой. То была золотая эпоха Британской империи.)
Где информация?
Второй момент - или группа проблем - связан с несовершенством международных рынков капитала, с риском экспроприации со стороны страны-получателя, и с асимметричным характером информации.
Золотое правило инвестора гласит: инвестируй в то, что ты знаешь. По данным Бюро трудовой статистики США, в американском пресс-корпусе насчитывается 60 тысяч журналистов. То есть, по журналисту на 5300 граждан. А вот численность англоязычного пресс-корпуса в России (который по сути дела освещает события по всех 15 республиках бывшего Советского Союза) составляет всего около 300 наемных писак. Итого, согласно оценкам bne, по одному журналисту на 834000 человек.
И это если не учитывать то место, которое статьи из России занимают в иностранных СМИ. В 2011 году Wall Street Journal опубликовал на своем вебсайте в целом 2608 статей, в которых было слово "Россия" (и всего 876 статей в печатном варианте). В то же время, статей со словом "Америка" было 64336 (20384 в печатном варианте). И это несмотря на то, что на долю четырех стран БРИК уже приходится четверть общемирового ВВП, 40 процентов населения планеты и 50 процентов глобального роста.
Еще одна существенная проблема заключается в методах управления рынками капитала. Кризис в Мексике, например, обязательно окажет свое воздействие на российский рынок, хотя между двумя экономиками фактически нет прямых связей. "Формирующиеся рынки имеют тенденцию к сближению даже в тех случаях, когда нет экономической связи, - заявил Лукас по телефону из своего дома в Чикаго. – Российские облигации и мексиканские облигации сближаются, потому что где-нибудь в Нью-Йорке найдется какой-нибудь трейдер, торгующий и тем, и другим. Деньги в большей степени двигаются не по миру, а по комнате".
Парадокс Лукаса постепенно сам себя уничтожит, так как эти перекосы со временем исчезнут. С момента написания Лукасом своей работы Африка стала намного более демократической, и туда потекли, наконец, инвестиции, вкладываемые в освоение ее несметных природных богатств. Значительная часть капиталов поступает из России, Индии и Китая, которые чувствуют себя вполне комфортно, работая со слабыми институтами и в условиях недостатка информации.
Точно так же, по мере роста числа инвесторов, приходящих на формирующиеся рынки (а также количества россиян, едущих в поисках работы в противоположном направлении), в Лондоне и Нью-Йорке появляется все больше информации, пусть она просачивается и не в главные средства массовой информации.
И наконец, по мере развития формирующихся рынков создаются и развиваются институты. Россия совершенно определенно вступила в новую фазу, когда правительству необходимо не толкать экономику вперед, а ухаживать за ней, холить и лелеять. А попытки создания надрегиональных органов, таких как Таможенный союз, который возник в январе 2010 года, а также членство в ВТО будут заставлять Россию улучшать качество институтов и у себя дома.
Оригинал публикации: Lucas paradox redux Источник: inosmi.ru.
Рейтинг публикации:
|