На прошлой неделе несколько тысяч владельцев малых бизнесов обратились к президенту Бараку Обаме и кандидату в президенты от республиканской партии Митту Ромни с просьбой уделить больше внимания проблемам частного предпринимательства. Оба политика постоянно говорят о создании новых рабочих мест, социальных программах, иммиграции, однако совершенно не уделяют внимания главному двигателю национальной экономики – малым бизнесам, будущее которых призрачно и, по мнению некоторых прогнозистов, совершенно бесперспективно.
Согласно последним данным Департамента торговли (Department of Commerce), в Соединённых Штатах насчитывается 22 миллиона малых бизнесов, в которых работает 55 миллионов человек (то есть около 60% трудоспособного населения).
На протяжении всей американской истории частное предпринимательство развивалось бурными темпами. Даже Великую депрессию 1929–1939 годов исследователи часто называют «моментом истины» для малого бизнеса. В этот период Америка окончательно убедилась в том, что без профессиональных бизнесменов-одиночек, которым присущи такие качества как деловая смекалка, энтузиазм и новаторство, ей попросту не выжить. Однако экономический кризис 2008 года обернулся для бизнесменов такими большими трудностями, с какими они ещё не сталкивались.
«Все ждали от Барака Обамы спасательного круга, однако он оставил нас с проблемами наедине, - рассказывает владелец разорившегося ресторана во Флориде Самуэл К. – По телевизору президент постоянно говорил о каких-то программах помощи малым бизнесам, миллиардах долларов выделенных денег, налоговых скидках. Однако никаких реальных дел не произошло. Спросите бизнесменов в Калифорнии, Нью-Йорке, Техасе – все находятся в отчаянии».
С приходом к власти Барака Обамы в Белый дом поступило огромное количество предложений от инициативных групп, представляющих малые бизнесы. Одни предлагали полностью освободить бизнесы с ежегодным доходом менее $150 тысяч от налогов на ближайшие 2–3 года. Другие призывали поощрить каждого частного предпринимателя, владеющего больше десяти лет компанией (магазином, офисом, парикмахерской, рестораном и т. п.) единоразовым платежом (суммы назывались от $5 до $10 тысяч) для стимуляции бизнеса. Третьи ратовали за сокращение расходов на коммунальные услуги для частных бизнесов. Например, прачечные могли бы получить федеральную скидку на воду, офисы – на электричество, рестораны – на газ.
Все эти инициативы, на мой взгляд, великолепны. И их главная прелесть заключается в том, что столь необходимая помощь бизнесменам могла бы поступить напрямую, без всяких посредников. Обама же «помог» малым бизнесам через всевозможных третьих лиц (в частности, некоммерческие организации), которые «спасали» предпринимателей посредством обучающих семинаров, ярмарок вакансий, брошюр с якобы бесценной информацией, открытием совершенно ненужных телефонных линий для бесплатных консультаций и т. п.
«Налоги, арендная плата и счета за коммунальные услуги растут, а количество клиентов уменьшается, - охарактеризовал происходящее Хосе М., бывший владелец парикмахерской в Нью-Йорке. – Я закрыл бизнес и подал на банкротство после 19 лет усердной работы. Теперь я буду получать пособие по безработице».
Таких людей, как Хосе, в Соединённых Штатах с каждым днём становится все больше. Демократы ведут убийственную по отношению к предпринимателям политику. Вместо того, чтобы всячески стимулировать малые бизнесы, которые создают рабочие места, они подталкивают их к пропасти. Бизнесменам в нынешних условиях остаётся только одно: подать на банкротство и пополнить армию получателей социальных пособий. Даже страшно подумать, к чему приведёт данная тенденция.
По данным социологического агентства Gallup, худшими штатами для ведения бизнеса в настоящее время являются Вашингтон (округ Колумбия), Калифорния, Нью-Йорк и Нью-Джерси. Бюрократия подстерегает бизнесменов на всех уровнях. Получение лицензий и сертификатов, высокие налоги и пошлины, постоянные проверки инспекторов различных служб – вот что ожидает людей, желающих поднимать национальную экономику.
Лучшими штатами для открытия бизнеса являются Вайоминг, Невада, Техас и Южная Дакота – то есть, настоящая американская глубинка. Губернаторы и мэры этих штатов протягивают руку каждому человеку, желающему открыть свой бизнес. Чего только стоит республиканец Рик Перри, благодаря которому в Техасе за последние десять лет было создано рекордное количество рабочих мест. Перри как-то сказал, что «каждый частный предприниматель для его штата на вес золота» и «данная категория людей вызывает у него самое большое уважение».
«Открывая магазин в Техасе, вы можете рассчитывать на всестороннюю помощь и поддержку, – рассказывает бизнесмен с 50-летним стажем Роберт М., поработавший в разных штатах страны. – Даже местные инспектора дают за выявленное нарушение не штраф, а хороший совет. Но если вы решили вести бизнес в Нью-Йорке, то приготовьтесь к длительной борьбе. Вас возненавидят власти, санитары, пожарные, лендлорд и многие другие».
Демократы, стоит отметить, замалчивают объективную статистику новых малых бизнесов и новых рабочих мест. Каждый официальный отчёт администрации Барака Обамы (выпускается раз в месяц) содержит оптимистическую информацию о росте числа бизнесов и их сотрудников. Обама, однако, не пишет о том, что каждый четвёртый новый бизнес закроется в ближайшие полгода. А через три года более 50% предпринимателей повесят на дверях своих компаний табличку Out of Business.
Согласно данным CNN Money, среднестатистический предприниматель тратит на раскрутку своего бизнеса $15 тысяч. К сожалению, очень часто наивные энтузиасты-бизнесмены покупаются на всякого рода обещания чиновников и политиков, которые стимулируют открытие компаний по оказанию товаров и услуг надуманными прогнозами и пустыми обещаниями.
В Большом Яблоке, например, пропагандируется открытие овощных и фруктовых магазинов. На продвижение данных бизнесов потрачены миллионы долларов бюджетных денег. В реальности же продавцам бананов и капусты придётся работать с такой же отдачей, как продавцам высококалорийного фаст-фуда. Зато они могут рассчитывать на какую-нибудь наклейку (вроде «Мы приветствуем здоровый образ жизни») от мэра Майкла Блумберга, которую «на хлеб не намажешь», но на входную дверь повесить можно.
На вопрос, какой вид малого бизнеса будет востребован в ближайшие годы, пытались ответить самые разные некоммерческие организации, получившие под эти исследования гигантские суммы. Причём один прогноз на 2012–2015 годы, как правило, противоречит другому. Одни советуют открывать элитные рестораны (так как их число в США резко сократилось и обеспеченным слоям населения «негде покушать»). Другие тут же призывают торговать дешёвой едой, вроде картошки фри, куриных ножек и хот-догов (причина – у населения нет денег на дорогие рестораны). И таких парадоксов намного больше, чем вы можете себе представить.
На самом деле только пять разновидностей малого бизнеса останутся на плаву при хорошей рекламной кампании и ответственном подходе к клиентам.
На первом месте – бизнесы, связанные с медициной. Затраты на сферу здравоохранения увеличиваются с каждым годом. Число пожилых людей и инвалидов растёт. Следовательно, аптеки, магазины по продаже медицинского оборудования, инвентаря для инвалидов выходят из бизнеса очень редко. Назвать данный бизнес «частным» можно с большой натяжкой, так как часть прибыли составляют платежи от Медикейда и Медикера. Открыть аптеку в большинстве штатов страны можно за считанные месяцы (причём без особого образования). За пять месяцев 2012 года около ста тысяч предпринимателей подались в этот бизнес.
Второе место занимает складирование (warehousing). По всей стране люди продолжают терять дома и переезжать из особняков в крохотные квартиры. Мебель, электроника, одежда – десятки тысяч тонн этих вещей – ежедневно пополняют складские помещения. Чем популярнее данный бизнес, тем хуже ситуация с экономикой. Как минимум до 2020 года складирование будет востребовано.
На третьем месте расположились магазины 99 Cents, ассортимент которых растёт так быстро, что становится страшно за будущее американских промышленников. Сегодня в лавках китайского ширпотреба за пару долларов можно купить даже кабель HDMI, который в хорошем магазине электронике стоит не менее $40, а также аксессуары для современных девайсов (вроде «айфонов» и «айподов»). Лавки 99 Cents постепенно превращаются в «супермаркеты для бедных».
Четвёртое место занимают узкоспециализированные бизнесы, которые требуют больших знаний и больших вложений, однако практически не имеют конкурентов. Одни бизнесмены предлагают посетителям 300 сортов бутылочного и баночного пива, у других в ассортименте 10,000 дисков формата Blu-ray с фильмами, третьи торгуют складными ножами, привезенными со всего мира. Подобные бизнесы очень легко раскручиваются за счёт социальных сетей, где можно найти гигантское количество потенциальных клиентов (за счёт узкоспециализированных групп по интересам).
Замыкают пятёрку специалисты-одиночки, открывающие так называемые «корпорации одного человека». Сюда относятся электрики, сантехники, нотариусы, строители и многие другие специалисты. У них нет рабочего офиса, секретарей и помощников. Они работают с помощью своего же оборудования и благодаря оплаченной из собственного же кармана рекламной кампании. Присутствие данной категории работников в нашем списке даёт основания полагать, что малый бизнес в Соединённых Штатах все же не прикажет долго жить.
Итог всему вышесказанному подвести очень сложно. Одно ясно наверняка: если после ноябрьских выборов во главе государства останется Барак Обама, то малые бизнесы Америки сделают ещё один шаг к самоликвидации.
|