Статистика первых четырех месяцев свидетельствует о взрывном росте кредитования национальной экономики. За январь–апрель в народное хозяйство страны было «впрыснуто» 5,17 трлн юаней новых юаневых кредитов (756 млрд долларов США), свидетельствуют данные Народного банка Китая (Центробанка). Это уже больше, чем совокупный объем кредитов, выданных за весь 2008 год.
Справедливости ради, стоит сказать, что пик кредитования пришелся на март — 1,89 трлн юаней (278 млрд долларов). В апреле этот показатель был в разы меньше — 591,8 млрд юаней (87 млрд долларов). Но и эта цифра больше аналогичного показателя предыдущего года на 27%.
Удивления эти данные не вызывают. Вполне естественно, что государственная банковская система КНР должна была откликнуться на призыв «партии и правительства» победить экономический кризис путем стимулирования внутреннего спроса. Лидерами кредитования экономики стали три крупнейших банка КНР (на самом деле, три из четырех крупнейших мировых банков) — Промышленно-торговый банк Китая, Строительный банк Китая и Банк Китая. Объемы выданных ими за первый квартал кредитов составляют по 500–600 млрд юаней в каждом банке (80–90 млрд долларов), причем каждый из банков выдал кредитов в 2–4 раза больше, чем в первом квартале прошлого года.
Учетная ставка, неоднократно снижавшаяся в последние месяцы прошлого года, в этом году не изменялась и по-прежнему остается на достаточно низком уровне (3,33% на выдаваемые Нарбанком Китая финансовым институтам кредиты сроком на один год). Самим финансовым институтам предписано выдавать кредиты по ставкам от 4,86% годовых (на срок до шести месяцев) до 5,94% годовых (на пять лет и больше).
В приведенные выше цифры, конечно, попадают данные и по кредитованию физических лиц. Хотя их доля в общем объеме кредитования незначительна. По данным за первый квартал 2009 года, доля кредитов физлицам, выданных Промышленно-торговым банком, составила 8,2% от всех кредитов, Строительным банком — 8,6%, Банком Китая — 8%.
По данным западных СМИ, крупнейшим получателем кредитов китайских госбанков в первом квартале 2009 года стала государственная авиапромышленная корпорация (China Aviation Industry Corp. (AVIC) — крупнейшая в своей отрасли в Китае. Она за три месяца получила 236 млрд юаней (34,6 млрд долларов) кредитов от 11 китайских банков.
AVIC является классической китайской госкорпорацией. Помимо своего ключевого бизнеса — разработка и производство авиатехники, она также владеет автомобильными производствами, производствами электроники, инвестирует в недвижимость.
Крупным заемщиком стала третья в КНР авиакомпания — «Чайна Истерн» (China Eastern).
С декабря 2008 года компания получила 87 млрд юаней (12,76 млрд долларов) кредитных денег. Агентство «Блумберг» цитирует слова пресс-секретаря компании Ло Чжупина, заявившего, что «мы занимаем деньги не на расширение флота или построение новых маршрутов; нам просто нужны деньги для поддержания бизнеса…»
Помимо этого, госбанки кредитуют и местные власти — в полном соответствии с планом Госсовета, по которому приоритетными отраслями развития являются инфраструктура, строительство дорог, развитие системы здравоохранения и т.п.
Так, Банк Китая в апреле объявил о выдаче кредитов провинциям Чжэцзян (15 млрд юаней — 2,2 млрд долларов) — на развитие водопроводных систем, и Хэбэй (200 миллиардов юаней — 29,3 млрд долларов) — на поддержку «социально-экономического развития».
Это лишь несколько фактов выдачи кредитов. Но и они, и подобные им заставляют экспертов задуматься: а не приведет ли кредитный бум к проблемам у банков? Существуют неофициальные свидетельства, что иногда банки чуть ли не насильно заставляют предприятия брать кредиты. Возникает также вопрос: насколько тщательно банк анализирует состояние заемщика, если тот — местное правительство? И появляются опасения, не приведет ли такая политика к взрывоопасному накоплению «плохих долгов».
Китайская экономика уже проходила эту проблему. По разным оценкам, в 1997–1998 года доля «плохих долгов» (non-performing loans, NPL) составляла 36–50%! На то, чтобы «разрулить» проблему, потребовались сотни миллиардов долларов и почти 10 лет.
Перед нынешним кризисом ситуация была намного лучше. По данным на конец сентября, доля NPL (NPL ratio, то есть доля плохих долгов в общем объеме выданных кредитов) в банковской системе КНР составляла 5,49%, что меньше показателя начала года на 0,67 п.п. Cовокупный объем плохих долгов составлял 1,27 трлн юаней (186 млрд долларов), что на 3,02 трлн юаней меньше данных на 1 января.
То, что было перед кризисом, уже история и вовсе не исключает возможности резкого увеличения банковских «плохих долгов», если план Госсовета не поможет национальной экономике. Первые ростки проблемы, если таковая возникнет, появятся на поверхности не раньше чем через год, а то и позже. Но пока есть надежда, что меры Госсовета КНР по стимулированию экономики дают свои результаты и страна вновь вернется к привычным для себя темпам роста. Появились признаки оживления и в промышленности, и в объемах продаж автомобилей, и в количестве сделок с недвижимостью.
Власти также обращают внимание на стимулирование кредитной активности населения. В начале года уже было объявлено о субсидиях сельским покупателям транспортных средств, о субсидируемых государством скидках на электронику. На днях принято решение о создании компаний потребительского финансирования.
С апреля объем кредитных денег в китайской экономике уменьшается. И рекорд первого квартала (триллионы юаней в месяц новых кредитов) побит в этом году уже вряд ли будет.