В 40-е и 50-е годы прошлого века резервы центральных банков примерно на 70% состояли из золота ценой по $35 за унцию (31,1 г).
В настоящее время объемы резервов ЦБ без учета золота составляют около $8 трлн (при этом, однако, не вся валюта из этого объема – доллары).
Если эти воображаемые цифровые резервы (а таковыми они и являются) снова ограничить до 30% общего объема резерва центральных банков, цена золота значительно возрастет.
Мы можем высчитать приблизительную цену золота, необходимого для получения золотой составляющей в том объеме, который она ранее занимала в резервах ЦБ – 70%.
$8 x 10 12 = 0,3 R, где R – общий объем банковских резервов, включая золото.
$8 x 10 12 = R
0,3
$26,7 x 10 12 = R
Таким образом, общий объем резервов ЦБ, включая золото, составит $26,7 трлн.
Если вычесть текущий объем резервов Центробанков (за исключением золота) из этой суммы, получится общий объем золота в резервах ЦБ, который будет равняться 70% всего объема. Таким образом, будет восстановлена ситуация, которая превалировала в середине прошлого века.
$18,7 x 10 12 = составляющая переоцененных золотых резервов.
Примем для нашего расчета, что резервы ЦБ составляют 30 000 тонн золота:
$18,7 x 10 12 = $62 333 300 – стоимость одной тонны золота.
30 000
$623 333 300 = $19 479 – стоимость одной тройской унции золота.
32151
Таким образом, цена золота, необходимого для восстановления его пропорции в резервах ЦБ, которая существовала в середине прошлого века, составит около $20 тыс. за унцию.
*****
Увеличение цены золота до такого уровня позволит ввести другие меры, необходимые для восстановления здоровья мировой экономики. Однако нет смысла повышать цену этого металла до такого уровня, если нижеуказанные и иные меры не будут приняты одновременно или вскоре после этого:
1. Введение золота в качестве мировой валюты; все остальные валюты должны быть просто выражением золотого содержания этих валют, где любую из них можно свободно обменять на золото.
2. Вследствие установления золота в качестве мировой валюты все международные платежи необходимо будет производить в золоте. Облигационная составляющая мировых резервов, притом что облигации теперь выплачиваются золотом, постепенно исчезнет или снизится. Выпуск государственных облигаций достиг огромного объема, раздув резервы до невероятных высот, так как международные платежи с 1971 года производились в неконвертируемых валютах. Эти облигации, которые не будут выплачены в золоте, так как у стран-эмитентов на самом деле нет необходимого количества золота, даже при цене $20 000 за унцию придется аннулировать путем дефолта.
3. Необходимо возобновить деятельность рынка реальных векселей по всему миру ради поддержания мировой торговли (см. труды профессора Фекете, можно на сайте www.professorfekete.com).
4. Ограничить предел кредитования объемом реальных сбережений. В ином случае увеличение кредитной массы путем инфляции потребует дальнейшего роста цены золота. Или, напротив, потребуется девальвировать (уменьшить в золотом выражении) валюты, подвергающиеся подобной кредитной экспансии. В любом случае это приведет к частичному дефолту. Конец возможного увеличения кредита, не ограниченного объемом сбережений, подразумевает конец мировой системы центральных банков, так как центральные банки были придуманы для того, чтобы удовлетворить давнюю страсть банкиров к увеличению кредита, не основанному на реальных активах. Если запретить такое увеличение, отпадет и повод для существования центральных банков.
Увеличение цены золота до $20 000 за унцию будет подразумевать соответствующее обесценивание всех бумажных денег. Известные аналитики написали бессчетное количество статей, призывающих к абсолютно необходимому сокращению закредитованности, давящей на мир. При обесценивании задолженности путем повышения цены золота и аннулировании долгов, которые невозможно будет погасить, эта цель будет достигнута.
Приведет ли эта мера к инфляции? Мне кажется, что, хотя эта мера может привести к изменению мирового уровня цен, инфляцию как динамический феномен можно предотвратить с помощью запрета на введение увеличения объема кредитования на основании новой, более высокой цены на золото.
Новая, гораздо более высокая цена золота может естественным образом принести пользу странам, владеющим более крупными запасами золота, а также частным держателям этого металла. Она также окажет влияние на золотодобывающие страны следующим образом: вместо того, чтобы производить ходовые товары для международной торговли, эти страны смогут, в известной мере, импортировать товары, произведенные где-либо, в обмен на экспортируемое золото.
Если все бумажные деньги можно будет обменять на золотые монеты, то золотые монеты снова попадут в руки широкой публики по всему миру. Общество снова обретет контроль над правительственными финансами, отказываясь покупать государственные облигации, кроме тех случаев, когда процентная ставка будет приемлемой, а правительства-эмитенты смогут продемонстрировать свою кредитоспособность с помощью ограничения своих расходов и сокращения бюджетных дефицитов. Золото «в копилке» не приносит никакой пользы обществу; обращающееся золото для общества весьма полезно.
Постепенно мировая экономика стабилизируется и вступит в эру естественного реального и здорового экономического роста, где объем экспорта будет уравновешиваться объемом импорта. И кошмар, в котором мы живем, закончится.
Одним из последствий установления золота как мировой валюты будет то, что цена золота сойдет на нет. Так как не будет другой валюты, по отношению к которой будет определяться цена золота, оно в итоге вообще не будет иметь цены. Все цены будут строиться относительно золота, но само оно не будет иметь рыночной цены. Некоторым, возможно, сложно представить такую ситуацию, но это будет вполне нормально.
******
Самая большая проблема, с которой предстоит столкнуться при возврате к золотым деньгам, – это широко распространенное во всем мире убеждение, что главная и обязательная задача правительства состоит в том, чтобы помогать бедным и обеспечивать процветание. Это религиозная вера в жизнеспособность Государства Всеобщего Благосостояния. Именно эта вера поддерживала Советский Союз, пока он существовал.
Возврат к золоту в качестве мировых денег означает смерть государства всеобщего благосостояния: это необходимо прояснить.
Такое государство строится по принципу пирамиды, в которой некоторые люди получают преимущества сегодня, а завтра за это платят другие. Оно нежизнеспособно. Но люди хотят верить в то, что оно жизнеспособно, и требуют такого государства. Политикам оно нравится, также как и банкирам; а вместе они любят выдавать кредиты, наращивать дефициты и устраивать инфляцию.
Мы должны выбирать между мошенническим государством благосостояния или благом в виде золотых денег, так как их совместное существование невозможно.
В отсутствие королей, которые правят не с общественного согласия, а по воле Бога, о какой законности правительства можно говорить, если оно не является опорой государства благосостояния и не зависит от него? (Уместно отметить, что, хотя короли как таковые благословлялись Церковью, всегда присутствовал важный элемент общественного согласия при их возвышении до престола, а концепция «права помазанника Божьего» была придумана позднее.)
Законность любого правительства сегодня основывается на способности управлять государством благосостояния, и это означает, что оно на самом деле должно помогать бедным и способствовать процветанию и росту. Люди, формирующие сегодня общественное мнение в мире, считают, что правительство, неспособное обеспечить условия для существования государства всеобщего благосостояния, следует заменить: это правительство создало «несостоятельное государство». Правительства таких государств не смогли выполнить свою главную функцию – облегчение жизни бедным и создание богатства; таким образом, «смена режима» в данном случае абсолютно справедлива, согласно существующим политическим теориям и общепринятому мнению, сформированному теми, кто создает общественные настроения.
Мир сегодня в реальности не имеет «популярного правительства». Им управляют мировые банкиры – класс людей, не уполномоченных править. Сегодняшняя катастрофа в мире – наглядная демонстрация того факта, что они управляют, и управляют некомпетентно.
Политическая теория «популярного правительства», получившая распространение со времен Французской революции 1789 года, привела к государству всеобщего благосостояния и мировому банкротству. На самом деле мировых монархов заменили мировые банкиры.
Какая политическая теория заменит государство благосостояния? Согласно новой теории, которую еще предстоит сформулировать, кому – за исключением мировых банкиров – предстоит взять на себя законное право управлять нациями мира?
Мы должны подумать об этом, борясь за возвращение к золотым деньгам: что будет после государства всеобщего благосостояния?