Греции предстоит проверить в самое ближайшее будущее. Пока высокие европейские сановники обнимались и целовались перед камерами, рынки как-то вяло отреагировали на заявление о (почти) «окончательном» решении греческого долгового вопроса. Попробуем разобраться.
Начнем с основных вещдоков.
Имеем экономику размером порядка Е200+ с госдолгом порядка E350+ (здесь и далее цифры намеренно округленны до порядков, так как точных никто не знает, а оценки все время меняются). Причем, в последнее время долг приростал более 10% в год из-за хронического дефицита бюджета. Как мы писали неоднократно в этом блоге, можно смело говорить о том, что вся греческая экономика последних двадцати лет была построена по постоянном долговом трансферте. Но закон процента неумолим и жесток — 20 марта Греции светил окончательный и бесповоротный дефолт, так как очередные выплаты по долгу в этот день составят более Е14 миллиардов.
«Светил» потому что на этой неделе министры финансов стран — участников ЕЗ таки подписали соглашение о предоставлении финансовой помощи в размере Е130 миллиардов (десятка с носом с IMF, все остальное в той или иной форме из кармана институтов ЕЗ). Однако, в отличии от громких и пустых заявлений, которыми кормили рынок последние два года, сухой и обширный текст документа звучит почти убийственно. Отсюда и сдержанная реакция рынков. Дело в том, что согласно договоренному до 1 марта Греция должна испольнить ряд совершенно сногсшибательных телодвижений.
Во-первых, должна быть проведена реструктуризация всех государственных долгов, находящихся в частных руках. Это порядка Е220 миллиардов, по которым частные держатели должны «добровольно простить» 50% от номинала. О перспективах этого сюжета чуть ниже.
Во-вторых, за оставшиеся несколько дней греки обязуются провести через свой парламент и правительство все те меры по сокращению государственных расходов, сказками о которых удавалось кормить Брюссель все эти годы. Речь идет об очень широком круге мер от уменьшения программы закупок медикаментов на Е1.1 миллиард до очередного круга снижения размеров пенсий и зарплат государственных служащих на несколько сотен миллионов евро.
В-третьих, документ также предписывает дальнейших круг экономических реформ и усиления фискальной дисциплины. От либерализации выдачи лицензий на те или иные виды предпринимательской деятельности до детального аудита крупнейших налогоплательщиков. По сути есть 90 страниц очень жестких предписаний, как должна администрироваться и управляться греческая экономика. Любопытно, что при этом обещанная приватизация задвинута куда-то на далекие годы, до которых существующий расклад может и не дожить. А ведь еще год назад этот элемент был существенной частью уравнения по доказательству платежеспособности Греции (к слову, мы еще тогда сомневались).
В-четвертых, если последовательно сравнить сумму получаемой помощи с предписаниями по использованию средств, то получается более 100% средств на самом деле уходит на обслуживание существующих долгов и будущих процентов. Более того, есть отдельное предписание о создании специальных блок-счетов, где такие средства должны накапливаться до выплаты кредиторам. В этом смысле довольно иронично звучит текст из СМИ о том, что Греция получила Е130 миллиардов помощи. Греция получила ни копейки. Вся помощь через черную дверь в моменте выносится в пользу кредиторов, а что в моменте нельзя вынести – должно быть под зорким оком чиновников из Брюсселя припарковано на блок-счетах.
Тут можно долго раскатывать моральную сторону монеты, что греки сами виноваты и тому подобное. Но факты остаются фактами. Интересно другое.
Что дальше?
Позволим себе ряд разнообразных наблюдений от сие минутных последствий до далеко идущих «эффектов бабочки».
Во-первых, не смотря на всю браваду в прессу на следующей неделе фейерверков может быть масса — от провала «добровольного обмена» частных долгов до революции на улицах Афин. Иными словами, есть шанс, что давление в котле вырвется наружу. Например, злые языки говорят, что все многочисленные огненные кольца, через которые предстоит прыгнуть за несколько дней, есть ловкая ловушка, которая позволит немцам таки соскочить с темы и выкинуть Грецию из ЕЗ, аргументируя происходящее теперь уже доказанными фактами неспособности греков «жить по правилам». Любопытно, но представляется с меньшей долей вероятности, чем то, что банда банко- и евро-кратов текущий процесс допинают, и деньги на выплаты 20 марта будут.
Во-вторых, если вся машина бесповоротно нацелена на списание порядка Е110 миллиардов госдолга, то остается открытым вопрос будет ли это, «добровольный обмен», требующий 75% согласия по каждому классу облигаций, или все таки формальный дефолт. В деньгах разницы особо нет, а вот классификация события определит, кто заплатит за поляну. В первом случае попадают держатели, включая многочисленные хеджфонды.
Во-втором – в основном европейские банки и страховщики, которые как заведенные последние годы выписывали страховые покрытия на греческий дефолт. В обоих случаях, кто-то должен “съесть” Е100 миллиардов убытков. А это много. Есть весьма реалистичный сценарий очередного витка финансовой охоты на ведьм. Где убыток? Где теперь повысились риски держать клиентские деньги? С учетом того, что все по прежнему запирамижены, последствия могут быть а ля Лиман, а то и больше.
В-третьих, бюрократы из Брюсселя либо не понимают, либо не хотят понимать, что экономика Греции находится в свободном падении — в этой конструкции одновременной стабилизации и повышения собираемости налогов для достижения первичного профицита бюджета математически невозможно. Поскольку отчетность государственного бюджета отличается от принципов отчета прибылей и убытков частного предприятия, то сколько-то месяцев купить можно банально накапливая задолженность где-то в системе. Но то, что помощь не предусматривает покрытия расходов греческого государства, означает только одно — через какое-то время будет либо крик о необходимости третьей волны помощи, либо наступит окончательный и бесповоротный дефолт. Любопытно, что подобные оговорки по Фрейду уже прозвучали из уст ряда политических деятель Еврозоны.
В-четвертых, правители новой Европы почему-то уверены, что вокруг Греции сооружена настоящая «стена». Иными словами, списание долгов Греции есть первый и последний случай в Европе. Откуда они это взяли? Мы уже писали на страницах этого блога, что есть негласное понимание в Ирландии, что поблажки они тоже получат. Только не первые. Дальше на очереди Португалия, Испания, а на десерт – Италия. Иначе как объяснить местным избирателям, что Греции можно, а им нет? В общем ждите.
В-пятых, все как-то забывают, что финансирование государства и его институтов есть вещь безусловно важная, но в современной экономике определяющую роль (пока) играет частный сектор. Особенно там, где государство по определению слабо. Как в Греции. А вот тут становится совсем странно. Кто сейчас в условиях, когда национальное правительство вынуждено под давлением ЕЗ менять правила каждый день, вложит хоть драный евро, когда на каждом заборе написано, что прямые и косвенные налоги будут только подниматься? Местные банки? Так они и так банкроты с балансами, набитыми госбумажками, с которых сейчас отрежут 50% номинала. Кто еще? У всех столько проблем дома, что маленькая греческая экономика просто не выглядит привлекательно в системе соотношения риска и ожидаемой доходности. Китайцы? Они безусловно не против, но только в обмен на торговые преференции с ЕС…
Подводя итог выше сказанному, 2012 год обещает быть исключительно интересным. Следите, чтобы ваши бумажники не подрезали и наслаждайтесь спектаклем!
источник: http://dikouchine.com/wp/?p=1274 Источник: aftershock.su.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В общем, почти весь мир в должниках, кроме пары десятков стран, в числе которых и Россия.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Всего несколько слов в пояснение.
Эта карта - одно из приложений к ежегодному официальному отчету IMF (OECD) за октябрь 2010-сентябрь 2011 годов. На аналогичной карте, - за октябрь 2009-сентябрь 2010 годов, - черным цветом был помечен и ныне покрасневший Кот д'Ивуар, монополист мирового экспорта какао-бобов. По оценкам экспертов, на будущей карте, - за октябрь 2011-сентябрь 2012 годов, - красным цветом будут помечены Ливия и Йемен. Кроме того, когда-то черным был Ирак. Более ничего сказать не имею.
http://putnik1.livejournal.com/1559458.html