Накрывший страну финансовый кризис не мог не затронуть рынок лизинговых услуг. При этом надо учитывать, что он затронул как официальную сторону, так и криминальную его составляющую. Преступники, рассматривавшие лизинговые компании как объект своих посягательств, не только не оставили свои намерения в новых условиях, но и усилили их. Н ельзя не учитывать, что если в благополучные годы лизинговая компания относительно спокойно переживала последствия противоправных действий, то в условиях наступившего кризиса ущерб, причиненный мошенниками, может поставить лизинговую компанию на грань краха. Для противодействия противоправным посягательствам необходимо знать основные схемы и приемы, используемые преступниками. Как говорили древние, кто предупрежден — тот вооружен!
Схема первая. «Фирма-однодневка»
Самая банальная мошенническая схема, которая применялась практически на протяжении всего существования лизинга в России, — это получение в лизинг имущества на фирму-«однодневку». После такой сделки ни имущества, ни денег лизинговая компания, как правило, уже никогда не видит. Схема проста и, казалось бы, должна выявляться на стадии заключения лизингового договора. Тем не менее, вряд ли в России найдется хотя бы одна лизинговая компания, которая на нее не попалась бы. В условиях кризиса поток клиентов значительно сократился, а службы безопасности лизинговых компаний ужесточили условия проверки немногочисленных претендентов. В этих условиях данная схема, скорее всего, не будет так популярна у мошенников. Тем не менее рано говорить о том, что она умерла или умрет скоро. И на то есть несколько причин.
1. Мошенники предоставляют в лизинговую компанию такие документы, по которым ни у одного менеджера не возникнет и тени подозрения, что эта фирма — «помойка». Как правило, эти фирмы зарегистрированы в другом регионе, что значительно усложняет условия проверки предоставленных сведений. К тому же сами мошенники — прекрасные психологи и артисты. Приходя в офис лизинговой компании, они зачастую разыгрывают такие представления, что не возникает ни тени сомнения в респектабельности клиента и его благонамеренности.
2. При совершении мошенничества по такой схеме в лизинг, как правило, берется такое имущество или оборудование, которое впоследствии легко реализовать на вторичном рынке и которое не найдет никто и никогда. Очень часто мошенники действуют «на заказ». Это могут быть как станки по обработке дерева или металла, так и целые линии по производству той или иной продукции. Не говоря уже про трактора, экскаваторы, комбайны и иную технику. Страна наша большая, затеряться на ее просторах легко.
3. Человеческий фактор. В подавляющем большинстве случаев при совершении мошенничества по данной схеме злоумышленники имеют «своего» человека в лизинговой компании. С учетом того, что в условиях кризиса зарплаты многих сотрудников значительно упали, а бонусы и премии практически сошли на нет, шансы у мошенников «скурвить» кого-либо из менеджеров возрастают в разы. Впрочем, сотрудников лизинговых компаний мошенники могут использовать и «втемную».
Как видно из изложенного выше, основные факторы, способствующие совершению мошенничества через подставные фирмы-«однодневки», просты и вполне реализуемы даже при условии кризиса. Так что сбрасывать ее со счетов не стоит.
Схема вторая. «Завышение стоимости лизингового имущества»
Схемы, основанные на завышении стоимости лизингового имущества, в 2008 году были преобладающими и наносили лизинговым компаниям самый значительный и непоправимый ущерб. Рассмотрим некоторые случаи мошенничества с использованием данного принципа.
Пример 1
В лизинговую компанию обратилась фирма «А» из г. Йошкар-Олы с заявкой на возвратный лизинг. Суть заявки состояла в том, что фирма «А» приобрела линию по розливу жидкостей (соков или молока) LQ-11 производства США стоимостью около 1 млн долларов. Оборудование приобретено в г. Пензе, где и находится фактически. Фирме «А» не хватает оборотных средств для перевозки оборудования из г. Пензы в г. Йошкар-Олу, где должно было размещаться основное производство, на монтаж и запуск линии. Оборотные средства фирма «А» планировала получить у лизинговой компании по схеме возвратного лизинга, где предметом лизинга должно было бы выступить все то же оборудование. Сумма сделки — 1 млн долларов США. Компания прошла проверку, получила одобрение. Как только на счет фирмы «А» поступили деньги от лизинговой компании, фирма «А» растворилась вместе с лизинговым имуществом. Л изинговой компании удалось возбудить по данному факту уголовное дело. Имущество было обнаружено. Его независимая оценка показала, что реальная стоимость данной линии составляет не более 35 тыс. долларов США. Покрыть понесенные убытки лизинговой компании не удалось.
Пример 2
В один из автосалонов обратился генеральный директор фирмы «В» с намерением приобрести в лизинг автомашину «Мерседес». Выбрали автомашину стоимостью 90 тыс. евро. Также генеральный директор фирмы «В» договорился с менеджером автосалона о том, чтобы получить «откат» при покупке данной автомашины. В результате этой «договоренности» цена все той же автомашины возросла до 120 тыс. евро. Именно с такой ценой и с рекомендациями от автосалона пришел генеральный директор фирмы «В» в лизинговую компанию. Поскольку лизинговая компания уже давно работала с этим автосалоном, менеджеры не стали проверять соответствие комплектации автомашины и ее стоимости. Не смутило сотрудников лизинговой компании и то, что вместо автосалона в договоре купли-продажи указывалась ранее не известная фирма «Альфа». После получения машины из автосалона генеральный директор фирмы «В» вместе с ней скрылся. В результате работы службы безопасности лизинговой компании примерно через год данная автомашина была обнаружена. Как оказалось, генеральный директор фирмы «В» продал ее по доверенности представителям криминального мира.
Возвратить машину удалось лишь после возбуждения уголовного дела, спустя еще 6 месяцев. Реализована машина была за 60 тыс. евро. Убытки лизинговой компании посчитать нетрудно. Мошенники же внакладе не остались. Какие уроки можно извлечь из приведенных примеров? Прежде всего то, что при осуществлении преступления по данной схеме лизингополучатель и поставщик лизингового имущества в сговоре. Надо заметить, что чем теснее связь лизингополучателя и поставщика — тем выше вероятность совершения мошенничества в отношении лизинговой компании. Это мы увидим также и в схемах, описанных ниже. Второе — это то, что сотрудники лизинговой компании перед заключением договора лизинга не удосужились удостовериться в истинной стоимости лизингового имущества, а всецело доверились документам, предоставленным мошенниками (пример 1), или заверениям поставщика (пример 2). Это обстоятельство можно отнести и как одну из составляющих человеческого фактора — и в том, и в другом случае мошенникам удалось ввести сотрудников лизинговых компаний в глубокое заблуждение относительно их истинных намерений.
Схема третья. «Получено в лизинг. И не один раз»
Данная схема появилась относительно недавно — в середине 2006 года. Однако преступники стали применять ее с таким размахом, что к окончанию 2008 года данную схему можно было бы назвать лидером по частоте применения. Суть схемы сводится к тому, что одно и то же имущество мошенники берут в лизинг у разных компаний. Рассмотрим пример.
Пример 3
В лизинговую компанию г. Москвы обратилась фирма «М» из Владимирской области с заявкой на получение в лизинг печи по обжигу керамических изделий. Фирма «М» прошла проверку, сделка была одобрена. Спустя некоторое время лизинговые платежи прекратились. Выезд на место показал, что ни фирмы «М», ни самой печи на месте, которое было указано в договоре, нет. Сотрудниками службы безопасности лизинговой компании было установлено, что фирма «М» заключила с еще тремя лизинговыми компаниями договоры на получение аналогичной печи в лизинг. При этом поставщик во всех четырех сделках был один и тот же. Он уверял и даже предоставлял документы о том, что поставил фирме «М» именно четыре печи. Но это на словах и бумаге. На самом же деле было ясно, что печь была всего одна. Да и стоимость ее так же была завышена в разы.
Как и в схеме, приведенной выше, лизингополучатель был в преступном сговоре с поставщиком лизингового имущества. Но доказать этот сговор бывает крайне трудно, т.к. на бумаге все выглядит гладко и пристойно, а лизинговое оборудование, как правило, не поддается идентификации. К тому же в этой схеме мошенники крайне умело сталкивают интересы лизинговых компаний, которым в случае обнаружения имущества приходится долго судиться друг с другом. В этих судебных тяжбах зачастую забываются и сами «виновники торжества».
Приведенная схема очень распространенная. По мнению автора, она родилась из схемы многократного залога, которая применялась в банковском секторе. В начале 2008 года вскрылся факт мошенничества, когда одна фирма умудрилась получить кредиты в более чем 20 банках, выставив в качестве залога одни и те же автомашины. Конечно же, там не обошлось без поддельных ПТС. Причем данной схемой зачастую не гнушаются и вполне нормальные фирмы, которые таким образом получают дополнительные оборотные средства. Летом 2008 года был вскрыт факт получения в лизинг в нескольких компаниях одного и того же оборудования для фитнеса. Причем компания-лизингополучатель исправно платила лизинговые платежи всем лизинговым компаниям и платит до сих пор. Но, как сами понимаете, факторы риска для лизингодателей в данном случае все равно превышают все разумные пределы.
Ну и уж трудно не вспомнить в этой связи печально известного для многих лизинговых компаний производителя полимерных изделий из г. Покров. Ему удалось по данной схеме обмануть 19 лизинговых компаний. Тут комментарии излишни.
Схема четвертая. «Мы сами потерпевшие»
Как мы видели выше, поставщики лизингового имущества часто действуют заодно с мошенниками. Но было бы грубой ошибкой думать, что мошенниками являются только лизингополучатели. Все чаще и чаще мошеннические действия в отношении лизинговых компаний предпринимаются поставщиками лизингового имущества. Рассмотрим одну из таких схем.
Пример 4
В лизинговую компанию с заявкой на приобретение четырех автомашин «Камаз» обратилась фирма «С». В качестве поставщика фирма «С» указала фирму «К». Ранее фирма «С» уже получала в этой лизинговой компании автомашину «Камаз». Поставщиком в той сделке также выступала фирма «К», поэтому поставщик не вызвал у лизинговой компании подозрений. Проблемы начались после того, как лизинговая компания перечислила на счет фирмы «К» деньги. Поставка автомашин затянулась до откровенно неприличных сроков — на 4 месяца. Когда лизинговая компания заявила о расторжении договора поставки и потребовала вернуть деньги, генеральный директор фирмы «К» заявила, что денег у нее нет, т.к. партнеры, которые должны были продать ей «Камазы», ее «кинули» и скрылись вместе с деньгами. Расследование, проведенное службой безопасности лизинговой компании, показало, что никаких партнеров у фирмы «К» не было. Деньги, полученные от лизинговой компании за поставку «Камазов», в этот же день были переведены на счет фирмы-«однодневки» и впоследствии обналичены. Казалось бы — факт мошенничества налицо. Но не тут-то было! Г енеральный директор фирмы «К» написала заявление в отделение милиции по факту совершенного в отношении нее мошенничества и таким образом из подозреваемой стала потерпевшей. Все заявления в ОВД со стороны лизинговой компании аккуратно подшивались в уголовное дело, возбужденное по заявлению директора фирмы «К», и на законных основаниях не имели никакого хода. Гражданский иск также ничего не дал, т.к. на счетах фирмы «К» не было ни копейки.
Данная мошенническая схема на практике автора встречалась всего один раз. Однако нельзя не отметить, что реализация этой схемы относительно проста, а с учетом того, что в результате мошенникам фактически «на законных» основаниях удается избежать какой-либо ответственности, ожидать преступлений на основе данной схемы стоит. Тем более что бывший генеральный директор фирмы «К» возглавляет уже новую фирму.
По мнению автора, лизинговые компании зачастую неоправданно легкомысленно относятся к проверке поставщиков. Считается, что они более благонадежные. Как показывает практика — это заблуждение. Проверку поставщика необходимо проводить так же, если не тщательнее, как и лизингополучателя. Приведу еще один пример.
Пример 5
В лизинговую компанию обратилась фирма «Х» с заявкой на получение дробильного оборудования по производству щебня. Производителем оборудования являлась крупная российская компания. Поставщиком — небольшая фирма «У». Сделка была одобрена. Лизинговая компания перечислила деньги на счет фирмы «У», та, в свою очередь, рассчиталась с производителем. По договору срок поставки составлял полтора месяца. По истечении этого срока выяснилось, что фирма «У» фактически прекратила свое существование, а говоря проще, «растворилась». С учетом того, что производитель получил деньги за оборудование, лизинговой компании удалось договориться о том, что оборудование будет отгружено фирме «Х». Фирма «Х» получила оборудование, запустила его в производство и даже начала платить лизинговые платежи. Однако без соответствующих документов со стороны фирмы «У» данное оборудование нельзя было поставить на баланс. Службе безопасности лизинговой компании с большим трудом удалось найти бывшего генерального директора фирмы «У» и получить от него недостающие документы. Но и на этом неприятности не кончились. Спустя какое-то время в лизинговую компанию пришла налоговая проверка, т.к. фирма «У» не заплатила по данной сделке НДС. Чтобы зачесть его себе, юристам лизинговой компании пришлось долго судиться с налоговыми органами. В конечном итоге все встало на свои места, но сколько это отняло сил, времени и нервов!
Уроки и выводы
В настоящей статье автор не ставил целью показать все мошеннические схемы, которые применяются в отношении лизинговых компаний. Схем этих бесчисленное множество. Гениальные (без сарказма и преувеличения) умы криминального мира постоянно придумывают новые схемы и совершенствуют уже используемые. Рассмотренные схемы можно охарактеризовать как базовые. На их основе, как правило, строятся все остальные схемы. Причем приведенные примеры — это схемы в «чистом» виде. На практике же они, как правило, смешаны и переплетены в более изощренные «узоры». Но, зная эти базовые элементы, сотрудники служб безопасности, как правило, успешно разгадывают планы мошенников и предотвращают преступление еще на стадии подготовки.
Что еще необходимо знать, чтобы эффективно противостоять преступным посягательствам на ваш бизнес? Прежде всего то, что мошенники никогда не действуют в отношении одной лизинговой компании. Все разрабатываемые схемы применяются мошенниками в отношении нескольких лизинговых компаний одновременно. Это правило надо воспринимать как аксиому. Создав ту или иную схему, мошенники выбирают компанию для «пробного удара». Если схема по той или иной причине не срабатывает, мошенники детально анализируют причину провала и вносят в схему необходимые коррективы. Поэтому, если после отрицательного решения потенциальный лизингополучатель начинает задавать вопросы «а почему нам отказали?», «а что у нас не так?», «а что надо сделать, чтобы мы получили добро?», с большой долей вероятности можно утверждать, что перед вами именно мошенники. Учтя первичные ошибки и доведя схему до приемлемых параметров, мошенники начинают «веером» раскидывать заявки по всем лизинговым компаниям, после чего собирают свой «криминальный урожай». Второе, что необходимо знать, — при подготовке той или иной схемы мошенники в полную мощь используют свой коррупционный потенциал. Это позволяет им предоставлять в лизинговую компанию практически идеальные документы из налоговых органов и иных государственных структур, не говоря уже о поручительствах или рекомендациях от крупных, не вызывающих сомнений компаний. Зачастую даже опытным сотрудникам службы безопасности трудно заметить тут фальшь. А если учесть, что многие лизинговые компании не имеют собственных служб безопасности вовсе, а проверку клиента поручают менеджерам или вовсе полагаются на свою скоринговую систему, то шансы у мошенников возрастают многократно.
Третье — это уже набивший оскомину человеческий фактор. В подавляющем большинстве случаев при реализации своих планов мошенники, так или иначе, используют сотрудников лизинговых компаний. Это может быть как прямой подкуп того или иного сотрудника, так и игра «втемную». Зачастую менеджеры компаний в предвкушении бонусов от привлекательной, как им кажется, сделки сами дают «зеленый свет» мошенникам. Как подтверждение сказанному — сезонные пики мошеннических сделок, которые приходятся на январь–февраль и на июль–август каждого года. В эти месяцы деловая активность падает, руководство большинства лизинговых компаний уходит в отпуска, принятие решений возлагается на вторых лиц, чем мошенники успешно пользуются.
Ну и самое основное, что позволяет мошенника чувствовать себя безнаказанно и вольготно, — это бездействие правоохранительных органов. Сотрудники милиции крайне неохотно принимают заявления о мошенничествах в отношении лизинговых компаний. Как правило, ссылаясь на то, что «имели место быть гражданско-правовые отношения», выносят отказные материалы или начинают «футболить» заявления по территориальности. Из собственного опыта могу сказать, что уголовные дела возбуждаются лишь в одном, максимум двух случаях из десяти. Но и возбуждение уголовного дела не гарантирует лизинговой компании защиту ее интересов. Дела эти ложатся неподъемными «висяками» и «глухарями» в милицейских архивах и мошенники уходят от ответственности. Да и в случаях, когда мошенники все же попадают за решетку, вернуть свое имущество и деньги лизинговым компаниям удается в мизерной доле. Вывод из этого один — предупредить негативные последствия от действий мошенников можно лишь на стадии заключения лизинговой сделки. Если мошенникам все же удалось вас обмануть, шансы на благополучный исход для лизинговой компании тают в геометрической прогрессии. Автор надеется, что данная статья поможет в предотвращении преступных посягательств на ваш бизнес и в 2009 году реализованных мошеннических схем на рынке лизинговых услуг будет меньше.