Кого винить в начале нынешнего кризиса еврозоны? Грецию? Италию? Или, может быть, все-таки кое-кого из их северных соседей?
Первый кризис еврозоны возник не из-за стран Южной Европы. С самого начала развитие экономики стран-членов Евросоюза определялось положениями Маастрихтского договора и Пакта стабильности и роста.
И как раз Германия, а не Греция или Италия, первой торпедировала этот пакт: в 2003 году в Германии и Франции дефицит бюджета превысил установленный ЕС лимит в 3% ВВП.
Еврокомиссия, в то время возглавляемая премьер-министром Италии Романо Проди, имела полномочия оштрафовать их. Однако министры финансов тогда еще 15 стран еврозоны, собравшись в Брюсселе, проголосовали за то, чтобы простить Германию и Францию.
Тогдашний британский министр финансов Гордон Браун проголосовал вместе со всеми. Евросоюз часто критикуют за существование неизбираемой и никому не подотчетной Еврокомиссии. Но в тот ключевой момент именно Еврокомиссия попыталась противостоять единой воле демократически избранных правительств.
"Совершенно ясно, что у меня было недостаточно власти. Я попытался было выступить против, но мне сказали заткнуться", - пояснил мне Романо Проди.
Подорванное доверие
Жак Лафитт, молодой чиновник французского министерства финансов, в девяностые годы был направлен в Брюссель, чтобы помочь в создании единой валюты.
По его словам, технократы, работавшие над проектом, знали, что необходим некий центральный механизм для контроля над действиями правительств стран-членов еврозоны, чтобы обязать их выполнять установленные правила.
"Мы сделали свои предложения странам-членам. Но все они были отвергнуты, поскольку предусматривали передачу части суверенных полномочий национальных правительств Брюсселю", - рассказал Лафитт.
"Выглядело это так, что если крупные игроки сами не могут твердо придерживаться установленных правил, то и к нам в плане выполнения требований договора отношение будет более свободное" Петрос Дукас, Бывший заместитель министра финансов Греции
"Мы были всего лишь техническими специалистами. Нам следовало прикрыть рот и слушать, что говорят правительства стран-членов ЕС, которые, по умолчанию, знали лучше", - добавил он.
Сэр Джон Грант был британским представителем при ЕС и присутствовал на той встрече министров финансов.
"Доверие к Еврокомиссии и готовность стран-членов признать ее власть в качестве надзорного органа за соблюдением Маастрихтских критериев были, таким образом, серьезно подорваны", - считает Грант.
Это был сигнал всем остальным в Европе.
"Выглядело это так, что если крупные игроки сами не могут твердо придерживаться установленных правил, то и к нам в плане выполнения требований договора отношение будет более свободное", - вспоминает бывший заместитель министра финансов Греции Петрос Дукас.
После последних событий Европа стала мудрей. Если раньше страны-члены ЕС сами определяли собственные бюджеты, подгоняя их под свои нужды, то теперь правительствам придется предоставлять проект бюджета на одобрение Брюсселю.
Вопрос в том, не будет ли все это будет продолжаться только до того момента, когда жители стран ЕС не взбунтуются во имя демократии? "Германизация" Европы?
И бунт уже зреет - от Афин до Хельсинки; зачастую он связан с антигерманскими настроениями.
"Германия приносит страдания другим, усугубляя их проблемы, - полагает Дукас. - Центр тяжести в Европе стремительно перемещается к Берлину. В финансовом союзе с Францией условия диктуют они, тогда как Франция является младшим партнером".
"Я меньше боюсь германской мощи, нежели бездействия Германии - его я начинаю опасаться все сильней" Радослав Сикорский, министр иностранных дел Польши
Исторические отголоски былого европейского могущества Германии пугают самих немцев. Они не хотят и не пытаются стать лидерами в Европе, к этому их вынуждают обстоятельства. В ноябре прошлого года польский министр иностранных дел Радослав Сикорский произнес в Берлине страстную речь, призвав Германию действовать.
"Я меньше боюсь германской мощи, нежели бездействия Германии - его я начинаю опасаться все сильней", - заявил Сикорский.
Фактически это означало следующее: "мы оправились после нацистского кошмара, сделайте это и вы".
Парадокс в том, что процесс создания Европейского Союза, затеянный 20 лет назад с желанием "европеизировать" Германию, судя по всему, привел к полностью противоположному эффекту. Теперь же многим странам Европы придется "германизировать" свои методы управления экономикой.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+