В начале февраля в Ростове-на-Дону на конвейере тракторного завода "Ростсельмаш" собрали первые машины. Запущенное в конце января предприятие стало первым в новейшей истории России построенным с нуля тракторным заводом.
В свою очередь, собираемые машины стали редким примером полной локализации производства иностранной техники в России. При этом в январе завод "Ростсельмаш" не только получил новый тракторный завод, но и потерял старый.
Плюс завод и минус завод
В 2007 году "Ростсельмаш" — ведущий российский производитель зерноуборочной техники — купил погрязший в финансовых проблемах тракторный завод Buhler (Бюллер) в Канаде. К тому моменту завод не раз менял собственников. С 1966 года предприятие выпускало тракторы под брендом Versatile (Версатайл), в 1977 году завод купила Сornat Industries Incorporated, в 1987 году завод перешёл в собственность Ford, купившего годом ранее компанию New Holland. В 1991 году у завода вновь сменился собственник с Ford на Fiat (именно с шильдиком Fiat канадские тракторы поставлялись в Европу). В 1999 году FIAT объединился с американской Case IH, у которой была своя линейка мощных тракторов, поэтому Versatile продали корпорации Buhler. Но и у неё дела не задались — пришлось искать инвестора, которым стал "Ростсельмаш".
С 2009 года часть выпускаемых в Канаде тракторов разбирали на крупные блоки и в виде машинокомплектов привозили в Ростов-на-Дону, где собирали вновь. Так "Ростсельмаш" выпускал 1,5 тыс. тракторов в год, но уже не под брендом Buhler Versatile, а под своей маркой RSM ("Ростсельмаш").
Проблемы с канадским заводом начались сразу после начала СВО. В 2022 году власти Канады требовали от "Ростсельмаша" обеспечить канадскому заводу возможность автономной работы. "Ростсельмаш" новые условия выполнил: Константин Бабкин покинул пост в совете директоров канадской Buhler Industries. Завод к тому моменту на рынок России не работал — из Канады технику поставляли преимущественно на рынок США.
Но к лету 2023 года автономной работы канадским властям оказалось мало. Банкиры и политики стали требовать от "Ростсельмаша" продать свою канадскую "дочку". Срок поставили до осени, угрожая введением санкций, а также проблемами с кредитованием и проводкой платежей. Деваться было некуда, "Ростсельмаш" начал искать покупателей.
К 9 января 2024 года история с поиском покупателя и продажей завода закончилась. Его новым владельцем стал турецкий производитель тракторов Başak Traktör. Актив продали по "рыночной цене" в 45 млн долларов, а вырученные деньги РСМ вложит в дальнейшее развитие производства в России. Благо, развивать есть что, так как с 2007 года в России много чего успело измениться.
"Обрусевший" канадец в полях России
Вплоть до 2014 года создавать полный цикл производства тракторов в России было невыгодно, о чём директор предприятия Константин Бабкин писал в статье "Почему тракторный завод останется в Канаде". Однако к тому моменту многое в России изменилось.
Во-первых, рубль к доллару стал слабее в два раза, что привело к автоматическому удорожанию импортных машин и падению спроса на них, но подстегнуло импортозамещение. Во-вторых, существенно изменилась государственная политика в сфере сельхозмашиностроения. Заодно продовольственное эмбарго вместе с ростом мировых цен на продовольствие подстегнули рост сельхозпроизводства, что, в свою очередь, позволило агропредприятиям больше тратить на обновление техники.
А так как федеральное правительство приняло программу №1432, компенсирующую за счёт бюджета аграриям часть стоимости сельскохозяйственной техники, то у производителей машин появился дополнительный стимул повышать локализацию производства. Дело в том, что компенсацию получали лишь те заводы, которые выполняли установленный правительством минимум технологических операций.
"Ростсельмаш" воспользовался новыми возможностями и стал работать над углублением локализации производства. Крупноузловой сборки оказалось недостаточно и в 2018 году в Ростове-на-Дону запустили серийное производство тракторов Versatile 2375. Так канадец Бюллер стал русским РСМ. Вскоре оказалось, что мощности нужно увеличивать — на фоне хороших урожаев и высоких цен на зерновые стал расти спрос на сельскохозяйственную технику. "Ростсельмаш" начал осваивать производство комплектующих для тракторов РСМ.
В 2018 году РСМ подписал соглашение со своим давним поставщиком — производителем трансмиссий OKUBO GEAR Co. У японцев купили лицензию на выпуск коробок передач Quadshift 12x4 вместе со всей конструкторской и технической документацией и за 2 года в Ростове-на-Дону организовали производство трансмиссий и дифференциалов. Сперва трансмиссии собирали из импортных запчастей — шестерни и валы ввозили из Японии — но теперь их производят в России.
В сентябре 2021 года "Ростсельмаш" приступил к строительству нового тракторного завода стоимостью около 6 млрд рублей. Завод планировали запустить в 2023 году, но из-за санкций (часть оборудования "застряла" в Евросоюзе) и возросших расходов предприятие стало дороже на 2 млрд рублей, запуск перенесли на январь 2024 года.
"Ростсельмашу" новый завод даст ряд преимуществ. Во-первых, позволит увеличить объёмы производства тракторов на 5 тыс. машин, выйдя на показатель в 6,5 тыс. тракторов в год. Во-вторых, компания станет лидером России не только в комбайно-, но и тракторостроении, усилив свои позиции в важнейших сельскохозяйственных регионах России — Северо-Кавказском, Центрально-Чернозёмном и Новороссии. В-третьих, завод компенсирует "Ростсельмашу" утрату контроля над канадским предприятием, благодаря которому в России теперь выпускают "обрусевшие" тракторы Бюллер.
Кроме того, в 2021 году РСМ решила побороться за российский рынок дорожно-строительной техники, где традиционно доминировали импортные машины, начав разработку различных видов погрузчиков.
Новые заводы и разработки
А так как в Ростове-на-Дону стали производить не только тракторы, но и трансмиссии с шестернями и валами, то, "Ростсельмашу" стало тесно. Поэтому там приняли решение вынести часть производств в соседний Таганрог, где с 2013 года простаивала площадка бывшего автозавода ТагАЗ, где в советские годы выпускали комбайны.
Туда переместили дивизион прицепной и навесной техники "Клевер", начав в 2022 году реконструкцию простаивавшего свыше 10 лет завода. В перенос оборудования, восстановление площадки и расширение производственных мощностей вложили 1,5 млрд рублей. Первую технику произвели в мае 2023 года, а к концу 2024 года производство выйдет на полную силу. К тому моменту на заводе будут трудиться около 1,5 тыс. человек. К 2025 году в Таганроге планируют выпускать около 5 тыс. прицепной и навесной техники в год.
Заодно на территории бывшего ТагАЗа началось строительство первого в Европе испытательного полигона для сельскохозяйственных машин и дорожно-строительной техники. В полигон площадью 14 га, на которых расположится три кольцевых трека и контрольно-испытательная станция со стендами, вложат 1 млрд рублей.
А в декабре 2023 года с конвейеров сошли первые погрузчики от РСМ — компания планирует их представить в мае 2024 года. В конце 2025-начале 2026 года намечено открытие литейного завода, который будет выпускать корпусные детали для возросшего ассортимента техники "Ростсельмаша".
Всего в развитие производства "Ростсельмаш" к 2026 году вложит 30 млрд рублей как своих, так и заёмных средств.
Закончить этот рассказ о "русификации" канадских тракторов и цикле модернизации "Ростсельмаша" стоит упомянутой турецкой компанией Başak Traktör, которой достался канадский завод Buhler. Başak Traktör не зря купила его: она специализируется на производстве тракторов от 0,2 до 4 тягового класса, а мощность самого крупного трактора данной компании ограничивается 122 лошадиными силами. Поэтому завод Buhler крайне пригодится Başak Traktör, благодаря ему она освоит производство тех же машин, которые научился выпускать "Ростсельмаш". В этом, похоже, и состоит предназначение завода Buhler: переходить из рук в руки, становясь технологическим донором для более активных и амбициозных производителей сельскохозяйственной техники.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+