Судя по котировкам рынка ценных бумаг, страсти по европейским долгам не утихают. Инвесторов продолжает беспокоить перспектива ухудшения ситуации с единой валютой, ставшей олицетворением успеха глобализации.
Не отмеченные ничем исключительным, у нас торги показывают ординарные колебания: вполне понятный рост нефтяных акций – «Лукойл» добавил 0.4 процента, «Роснефть» - 0.6, «Сургутнефтегаз»- 0,2. Добавил больше 2 процентов «Аэрофлот», опубликовавший отчет за прошлый год, по которому его чистая прибыль возросла почти в 2 раза в сравнении с 2009 годом.
Но «негативный настрой рынка» в целом связан у нас с долгами в Еврозоне и тем, что она с начала финансового кризиса уже устала себя спасать. Если взглянуть на положение евро с двух точек зрения – скажем, германской и британской, - тревогу и неуверенность вы обнаружите и там, и там. Однако, причины и, самое главное, желаемые последствия там видятся очень по-разному. Начнем с немцев. Взвалив на себя не только идею, но и львиную долю затрат на осуществление плана создания «единой Европы», они и сегодня несут главную ее тяжесть.
Как пишет «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «если Греция объявит себя банкротом, это обойдется Германии в несколько миллиардов евро». Почему? Вы помните, как ровно год назад большая часть изданий писала о том, как начинающая подниматься после кризиса Европа мучительно думала над тем, спасать ли ей «неудачников» - прежде всего, экономику Греции, оказавшуюся неспособной справиться с долгами самостоятельно. Уже тогда раздавались голоса о том, как бы вывести ее из рамок ЕС, «чтоб не портила статистику», ибо цена «евроединства» зашкаливала за 100 миллиардов евро. Если точнее, в прошлом году, на этапе согласования условий оказания стране помощи речь шла о 110 миллиардах евро, а, кроме того, ЕС и МВФ настояли на необходимости приватизации в Греции многочисленных государственных предприятий и других объектов госсобственности. И что?
Кредиты позволили только оттянуть развязку, которая, похоже, наступает сейчас.
Как показывают расчеты «Немецкого института экономических исследований», пишет «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «прошел год, а ситуация выглядит ненамного лучше. Несмотря на выделение кредита в несколько миллиардов евро и рекомендованные реформы - а, может, и из-за этих реформ, - Греция переживает глубокую рецессию. Долги растут, хотя должны сокращаться. Треть из них лежит на спасателях в лице ЕС, МВФ и Европейского центрального банка, а также на плечах налогоплательщиков Европы. Что касается Греции, диагноз гласит: улучшения нет. Что делать?»
Задавать этот вопрос самое время, поскольку транш за траншем уходит в Грецию, и при отсутствии уверенности, что страна когда-либо вернет эти деньги с процентами, сам собой проявляется ответ: эти деньги потеряны навсегда. Немалые деньги для ЕС. Но они еще большие для самих греков.
Сейчас рыночные проценты по новым греческим гособлигациям выросли в 3-4 раза, и, например, по 2-летним и 5-летним бумагам превышают 20 процентов годовых. На обслуживание только накопленного страной долга в течение минувшего года правительство Греции, по экспертным оценкам, вынуждено было тратить до 20 процентов всех доходов государственного бюджета. В итоге оно вновь оказывается перед необходимостью просить Европейский союз, как о новых кредитах, так и о смягчении условий возвращения уже согласованных или даже полученных.
Немцы скрупулезно подсчитали: во сколько обойдется дальнейшее выделение кредитов Греции, зависит от того, насколько Евросоюз верит грекам.
«Если мы исходим из того, что греки смогут до 2015 года создать условия для возвращения страны на финансовые рынки, после чего выплатят нам все долги, - пишет издание, - тогда прогноз весьма благоприятный. В таком случае спасение Греции обойдется нам в 19,2 миллиарда евро. Однако, честно сказать, в это почти никто не верит, разве что сами греки. Скорее, все выглядит так, как сформулировал ведущий экономист «Deutsche Bank» Томас Майер: «Должно произойти чудо, чтобы Греция вернулась на рынки в обозримом будущем. Нужно, чтобы в Эгейском море нашли нефть или что-то вроде этого».
То есть, получив новые кредиты, греки так и не выкарабкаются из кризиса и не вернут хоть какой-то кредит, выделенный ЕС. Для Германии «лично» это будет означать, что ее издержки составят 56,1 миллиарда евро, не считая расходов Европейского центрального банка, который также является держателем греческих облигаций.
Понятно, что всякое государство, находящееся на грани дефолта, в состоянии в течение какого-то времени оплачивать хотя бы часть своего долга. Но и это просчитали специалисты «Немецкого Института экономических исследований», придя к выводу, что Греция сможет обслуживать только треть. В этом случае расходы, предстоящие немецкому государству, составят 38 миллиардов евро...
Это – цена выживания не Греции даже, а самого евро и, вместе с ним, Евросоюза.
Если бы не прямая зависимость между этими тремя составляющими «экономического уравнения», о Греции сегодня не вспомнил бы ни один западноевропейский экономист. Вот почему немцы сегодня за реструктуризацию греческого долга, которая должна пройти быстро и решительно. Уже с середины этого года страна будет не в состоянии обслуживать половину своих долгов. Но если она избавится от этой долговой нагрузки, инвесторы снова начнут ей доверять. То есть, придут на греческий рынок со своими «быстрыми деньгами». Тогда к концу 2013 года страна может вернуться на рынок и оплатить оставшуюся часть долга.
Даже этот сценарий для Германии недешев. Реструктуризация долга ей обойдется в 36,9 миллиарда евро, так же без учета издержек Европейского центробанка. Но дешевле, чем удержание Греции «на плаву». К тому же, считают практичные немцы, если затянуть решение вопроса, «реструктуризация долгов Греции спровоцирует «заражение» других стран и встанет вопрос о реструктуризации долгов Ирландии и Португалии, издержки возрастут на 42,3 миллиарда евро», - пишет издание.
36,9 миллиарда евро против 38 миллиардов – это и есть цена вопроса и разница между реструктуризацией и «поддерживанием на плаву». Но только реструктуризация может разорвать порочный круг, когда «частный бизнес выводит свои деньги из Греции, платежи по кредитам растут, и Греция надолго откололась от международных финансовых рынков». К тому же, добавляет экономист «Немецкого Банка» Томас Майер, «для Германии, в конце концов, лучшим окажется то решение, которое приведет к тому, что Греции больше не потребуются новые кредиты от ЕС или МВФ. Все, что не служит этой цели, означает, что деньги будут выброшены на ветер. Политика «удержания» будет означать начало политических протестов, это уже очевидно». «Если Греция и дальше будет жить за счет капельницы ЕС, - считает директор «Центра исследований европейской политики» Даниэль Гросс, - политические издержки для всей Европы станут слишком высокими».
Не надо объяснять, что это значит. Вслед за Грецией, инвесторы, причем, не только иностранные, но и местные, кинутся вон из Португалии, Ирландии, Испании… и карточный домик евро, объединившего в Евросоюз 27 государств Европы «для общего блага» в общий рынок, «гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг», рухнет - именно от «свободного движения капитала».
Посиживая за Ла-Маншем, британцы не без сарказма комментируют маневры евролидеров относительно нового главы Международного валютного фонда, куда французы прочат своего министра финансов Кристин Лагард.
Но, как пишет британская «The Financial Times», за демонстрацией единства в ЕС вокруг этой фигуры «скрываются яростные споры о том, как решать проблему греческого долга. Президент Европейского центробанка Жан-Клод Трише метал громы и молнии на встрече с министрами финансов в начале мая. Это было то самое сверхсекретное заседание, факт которого прежде отрицался официальными лицами. С тех пор ЕЦБ усилил свою риторику и теперь угрожает перекрыть греческим банкам доступ к своим операциям по рефинансированию после какой бы то ни было реструктуризации».
Что это может означать для Греции, вполне понятно: лишение ее ликвидности представляло бы собой резкую эскалацию долгового кризиса еврозоны. По словам британского издания, «Греции пришлось бы выходить из еврозоны уже через несколько дней после этого. Можно сказать, что ЕЦБ угрожает создать такой хаос в финансовой системе, что валютный союз фактически рухнет». О чем мы с вами и толкуем.
Объяснить позиции ЕЦБ весьма просто – это же простой западный финансовый институт, созданный и настроенный на извлечение прибыли из торговли деньгами. При этом не важно, из каких побуждений приходит к нему заемщик, и в какую «Грецию» он эти деньги понесет. Важно, чтобы он вовремя и полностью выплатил и долг, и проценты.
Но в нашем случае сам банк является порождением Евросоюза, и, как подмечают британцы, «ЕЦБ придется выбирать между непоправимой катастрофой для репутации и просто непоправимой катастрофой».
Для британцев все достаточно просто – требуется «сохранить капитальную базу банков Евросоюза, работающих в Греции. Убедить финансовые компании сохранить в качестве жеста поддержки определенную степень участия в греческом долге. Разумеется, это не выведет Грецию из долгового кризиса. Для существенного сокращения чистой дисконтированной стоимости греческого долга потребовался бы крупный кредит на сумму, меньшую стоимости обеспечения, иными словами – залога, или значительная отсрочка погашения. Однако такая инициатива стала бы полезным политическим жестом, который помог бы сомневающимся парламентам, и, в частности, немецкому Бундестагу, одобрить очередной транш займа Греции».
А пока что специальная комиссия Евросоюза, Еврокомиссии и МВФ в Афинах, судя по сообщениям СМИ, заявляет, что правительство Греции принимает недостаточные меры для сокращения долгового бремени. По словам премьер-министра Греции Георгиоса Папандреу, именно приватизация становится «двигателем» проводимых структурных реформ, и при этом не исключено, что речь зайдет об острове в Эгейском море или объекте культурного наследия. И если год назад такого рода намеки из Брюсселя вызывали шквал возмущения в Афинах, то кто знает, чем закончится новая ревизия кредиторов Греции, не склонных упускать из рук свою власть?
Елена Пустовойтова Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
"По словам премьер-министра Греции Георгиоса Папандреу, именно приватизация становится «двигателем» проводимых структурных реформ, и при этом не исключено, что речь зайдет об острове в Эгейском море или объекте культурного наследия.
И если год назад такого рода намеки из Брюсселя вызывали шквал возмущения в Афинах, то кто знает, чем закончится новая ревизия кредиторов Греции, не склонных упускать из рук свою власть?"
В этом вся фишка, сейчас приватизируют страну, а кто купит? Новые хозяева потом дефрагментируют экономику на свой лад, и вольётся Греция монолитом в Новую Европу. Потом Испания, Португалия и так далее...