Государство эффективнее лоббирует экономические интересы крупных корпораций, нежели граждан
Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Абхазию важен и свидетельствует о том, что Россия не готова делать шаги назад в отношениях с Абхазией и Южной Осетией в обмен на позицию Грузии по ВТО. В этом смысле визит можно рассматривать в том же ряду, что и недавнее заявление премьер-министра России о том, что вступление в ВТО недобросовестно затягивается и нам нет смысла соблюдать взятые обязательства до вступления в ВТО. Это еще один сигнал России о том, что она стремится в ВТО, но не любой ценой.
Данный сигнал способствует воспроизводству и сохранению суверенитета страны. Любая уважающая себя страна вступает в ВТО лишь на определенных условиях. Вступление любой ценой – это удел очень слабых стран, которые очень сильно проигрывают. Пример – Киргизия и отчасти Украина. Поэтому главный положительный итог визита Лаврова состоит в том, что свою принципиальную международную, геополитическую, геостратегическую позицию Россия не разменивает на такое сомнительное приобретение, как членство в ВТО, необходимость которого для России никто всерьез из правительственных фигур не обосновал. Это первый, основной момент.
Государство эффективнее лоббирует экономические интересы крупных корпораций, нежели граждан
Теперь поговорим о наших отношениях с Абхазией. За время, минувшее с признания Россией независимости этой страны, возник целый ряд спорных вопросов в отношениях наших стран. Например, проблема собственности российских граждан в Абхазии. Есть и проблема собственности российских корпораций в этой стране. Насколько я понимаю, прогресс по последнему вопросу значительно выше, чем прогресс по первому вопросу. Это является традиционным упущением российской дипломатии, которая в целом гораздо эффективнее лоббирует интересы корпораций, особенно крупных.
Говоря о проблеме собственности частных граждан, я имею в виду то, что люди, которые купили там дома, могут быть в любой момент изгнаны из своих домов, потому что эта собственность просто юридически не обеспечена, оформлена на подставных лиц и так далее. Многие эту собственность теряют. Государство, к сожалению, эффективнее лоббирует экономические и иные интересы крупных корпораций за рубежом, нежели интересы граждан. В этом отношении смена фокуса внимания была бы крайне важна для МИД во взаимоотношениях с абхазской стороной. Тем не менее в целом шаги, которые обсуждались, закономерны. Официальное введение безвизового режима является лишь фактической легализацией существующего положения, а точнее, даже не легализацией, а оформлением существующего де-факто положения. Ничего нового в эти взаимоотношения не вносится.
Абхазия продемонстрировала относительно дееспособную государственность
Что касается заявления по Ливии, то здесь Лавров действует уже с позиции, усиленной недавним саммитом БРИКС, где позиция по Ливии была высказана консолидированно со стороны крупнейших и очень значимых в мировом политическом раскладе государств. Поэтому для России в этом вопросе важно было почувствовать себя частью определенной весомой влиятельной международной коалиции, а не просто героическим одиночкой, который защищает попираемое международное право. Здесь, как мне представляется, возможность России отстаивать свое видение международного права после саммита БРИКС возросла.
В целом же визит я оцениваю положительно. Повторюсь, главный сигнал, который был подан этим визитом, заключается в том, что мы не вступаем в ВТО ценой стратегических уступок. Это крайне важный сигнал, а как удастся решить вопрос с Грузией, мне неизвестно, и, по-моему, Лавров этот вопрос не раскрыл. Я в этом смысле очень рассчитываю на Саакашвили, что он будет как можно дольше не пускать нашу страну во Всемирную торговую организацию. Это будет соответствовать интересам отечественного агропрома, отечественной обрабатывающей промышленности, банковского сектора, и так далее, и так далее.
Если же говорить о том, насколько состоялась абхазская государственность, то и до 2008 года, до ее признания со стороны России Абхазия продемонстрировала относительно дееспособную государственность. Под этим подразумевается обеспечение гражданского правового порядка и способность сменять власть без потерь суверенитета. Это немаловажно. Посмотрите на Приднестровье, где смена власти не произошла со времен войны за независимость, и каждый раз есть опасение, она может привести к утрате суверенитета. И, наконец, Абхазии удалось заручиться поддержкой России и Турции.