С самого начала торгового конфликта, который постепенно перерос в нынешнюю холодную войну между США и Китаем, то есть уже более четырех лет назад, циркулировали упорные слухи о том, что Китай рассматривает возможность «ядерного сценария», то есть продажи части или даже всех принадлежащих ему ценных бумаг американского Казначейства, на сумму более триллиона долларов.
Однако, в конце концов они уступили место более обоснованным предположениям. Впрочем, слухи в данном случае не так уж далеки от действительности: достигнув пика в 2013 году объем китайских резервов в долговых обязательствах США постепенно снижался (а после китайской девальвации юаня, не вполне постепенно), и в настоящее время он достиг уровня, близкого к минимуму за последние восемь лет.
В любом случае, хотя Пекин неуклонно сокращал свои запасы долговых бумаг США, он никогда не шокировал рынок масштабной ликвидацией. И тем не менее, эта угроза недавно зазвучала вновь, на этот раз через главный государственный информационный источник Китая на английском языке, газету Global Times.
Статья в газете – это еще не официальное заявление, но тот факт, что Global Times в прошлый четверг поместила на первую полосу материал о сбросе казначейских облигаций США, ссылаясь на ведущих «экспертов, связанных с государственными органами», вызывает обеспокоенность. Кроме того, он, безусловно, наводит на мысль о том, что Федеральная резервная система США (ФРС), возможно, будет вынуждена пойти на очередное масштабное «количественное смягчение» и скупить все облигации, которые Китай захочет продать.
Издание пишет со ссылкой на неназванных экспертов, что «Китай может постепенно сократить свои запасы казначейских облигаций США примерно до 800 миллиардов долларов с нынешнего уровня, составляющего более 1 триллиона долларов, поскольку стремительно растущий дефицит федерального бюджета США увеличивает риски дефолта, а администрация Дональда Трампа продолжает свою «яростную атаку против Китая».
Эти факты, собственно говоря, хорошо известны любому, кто следил за китайско-американской торговой войной на фоне погружения Америки в финансовый ад, который, как отмечали многие аналитики, приведет к тому, что дефицит бюджета США уже в течение ближайших двух-трех лет достигнет рекордных 3,3 триллиона долларов, что составит беспрецедентные 107 процентов от ВВП.
Как отмечает Global Times, только за первые шесть месяцев нынешнего года, второй крупнейший держатель долговых бумаг США в мире уже сократил объем своих резервов в казначейских облигациях на 106 миллиардов долларов в сравнении с прошлым годом, и намерен продолжать сокращать свои резервы «систематически». Ключевая причина этой медленной ликвидации, о которой заявляет китайское издание, заключается в том, что Пекин обеспокоен рисками, связанными с непомерным ростом задолженности в США. Этот показатель, согласно большинству прогнозов, фактически превысит размер американской экономики уже в 2021 году, впервые за все десятилетия после завершения Второй мировой войны.
Один эксперт, которого цитируют авторы сообщения в Global Times, профессор Шанхайского финансово-экономического университета Си Цзюнянь, подчеркнул, что «Китай будет постепенно сокращать свои запасы американских долговых обязательств до 800 миллиардов долларов при нормальных обстоятельствах».
Впрочем, самое интересное – «ужасный сценарий», о котором упомянул китайский экономист, процитированный в статье (или, возможно, следует воспринимать это как завуалированную угрозу под видом простой оговорки): «Разумеется, Китай может продать все американские облигации, в крайнем случае, например, если начнется военный конфликт».
Однако, этот «ядерный сценарий» может оказаться не таким уж ядерным, поскольку, как уже много раз сообщалось, Федеральная резервная система монетизировала за последние три месяца большее количество облигаций Минфина, чем имеется сегодня у Китая, причем без каких-либо сбоев. Между тем, даже если сброс американских ценных бумаг на триллион долларов и будет сопровождаться некоторое время драматическими заголовками в западной прессе, он не только не окажет серьезного влияния на экономику Соединенных Штатов, но и приведет к крайне разрушительным последствиям для самого Пекина. Поэтому, едва ли следует ожидать такого развития событий. Кроме того, не следует забывать, что с помощью этого самого триллиона Китай в настоящее время тонко калибрует и корректирует курс своей национальной валюты.
Тем не менее, самого факт, что Пекин рассматривает такой вариант в качестве реальной альтернативы, если не козырной карты, (причем все настолько серьезно, что об этом пишет государственная пресса) говорит о том, что возможность полномасштабной войны на рынке капитала вполне реальна. Если Китай на самом деле пойдет на это в высшей степени символичную, хотя и безобидную, в сущности, эскалацию, трудно даже вообразить, каким будет ответный удар Соединенных Штатов