Сегодняшним ростом нефтяные цены оттолкнулись от дна и поддержали российский рубль, считает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Рубль и нефть продолжают укрепляться
Августовский фьючерс марки Brent на британской бирже ICE торгуется на уровне выше 39 долларов за баррель. Одновременно с ним выросла базовая американская марка WTI, достигнув отметки в 36 долларов за баррель. Происходит и повышение рубля – он на торгах Московской биржи доходил до 68,9 единицы за один американский доллар.
1 июля в России состоится всенародное голосование по поправкам в Конституцию РФ, которое сделает частью основного российского закона норму о создании условий для устойчивого экономического роста, который в России продолжает зависеть от нефти.
Нефть составляет порядка 70 процентов внешнего экспорта РФ и напрямую влияет как на рубль, так и на федеральный бюджет и базовые условия экономического развития.
После падения цен на нефть в марте просел рубль. Российская валюта усилилась и ушла с минимальных показателей, хотя черное золото не вернулось к отметке в 55-60 долларов за баррель. Это связано с падением спроса в РФ и с трудностями внутреннего рынка.
В такой ситуации рубль должен повышаться в своей цене, потому что стоимость нефти растет, а на российскую валюту больше не влияет негативная конъюнктура. Да и для РФ гораздо важнее уровень инфляции, который не очевиден.
Нефтяной рынок живет по определенным правилам
«На год-полтора цены на нефть спрогнозировать проще, чем на ближайшие несколько месяцев. С одной стороны, мы имеем ряд фундаментальных факторов – в лице баланса спроса и предложения, который является «священной коровой», и расходов, в которые обходится производство одного барреля», - констатирует Фролов.
Когда говорят, что «эпоха дешевой нефти закончилась», то это не касается уровня цен на черное золото. Нефть продолжит обходиться потребителям в чудовищные деньги, но теперь и ее производство будет стоить дороже.
«Если сравнить стоимость производства нефти с показателями 20 или тем более 50 лет назад, то цифры совершенно другие. Когда в пятидесятые и шестидесятые годы открывались месторождения Западной Сибири, уровень затрат был иным. Сегодня в ряде регионов мира требуется порядка 35-36 долларов для того, чтобы произвести один баррель, эквивалентный Brent», - резюмирует Фролов.
По словам Александра Сергеевича, данная тенденция задает новые рамки, в которых работают все игроки нефтяного рынка.
«Цены на нефть обвалились из-за того, что саудиты решили объявить РФ ценовую войну и случился глобальный кризис спроса и предложения по причине пандемии COVID-19. Кроме того, присутствует специфика спроса на различные марки нефти – в 2018-2019 годах был переизбыток спроса на легкое и сверхлегкое сырье», - заключает Фролов.
На нефтяном рынке присутствуют базовые рамки цен, которые определяются низким спросом и соглашением ОПЕК+, а также обстоятельства, способные дестабилизировать ситуацию. До кризиса дневное потребление нефти в мире равнялось 100 млн баррелей в сутки, причем цена на сырье не могла быть ниже среднемировой себестоимости.
«Нельзя было ходить по мировому рынку и выбирать дешевую нефть. Она скупалась и потреблялась вся. Здесь важны не средние показатели, а абсолютные величины, которые тратятся на производство нефти каждой марки. И если цена падает ниже отметки, по которой производится максимально дорогая нефть, то такое сырье начинает уходить с рынка и образовывается дефицит», - констатирует Фролов.
До восстановления пока далеко
Сегодня мир пришел к ситуации, когда максимальное падение спроса, произошедшее на мировом рынке с середины марта по середину мая, начало корректироваться.
«Положение на нефтяном рынке входит в заданные фундаментальными факторами рамки. В начале 2020 года в мире производилось и потреблялось порядка 100 млн баррелей в сутки. Сегодня эти рамки уменьшились, но стоимость производства барреля нефти осталась прежней. Кризис никак не повлиял на экономику отдельных месторождений», - резюмирует Фролов.
По этой причине произошло беспрецедентное падение производства в США, где добыча сократилась на 2 млн баррелей в сутки. Если вспомнить кризис 2014 года, то тогда падение производства на 1,2 млн баррелей достигалось американцами 13 месяцев.
«Цены на нефть оттолкнулись от дна, ниже которого они находиться не могут. Разговоры о том, что стоимость сырья дойдет до 10 долларов, бессмысленны, потому что нефть физически не может продаваться по таким ценам», - заключает Фролов.
Как бы покупатель ни хотел покупать нефть дешевле, производитель не может продавать ее ниже уровня, который обусловлен его хозяйственными процессами. Кроме добычи – это доставка, переработка и другие мероприятия, которые стоят денег.
«Цены на нефть могут опять снизиться, и вообще мы будем наблюдать резкие перепады в течение нескольких месяцев, если не произойдет сверхбыстрой стабилизации рынка, а это восстановление спроса и распродажа запасов», - констатирует Фролов.
Что касается рубля, то нефть на него влияет мало, а реальные перспективы российской валюты будут понятны после того, как экономика выйдет из кризиса. В целом наша валюта неплохо держится и, судя по всему, недооценена.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+