После открытия и, самое главное, начала разработки нефтяных и газовых месторождений на арктическом шельфе России северными морями заинтересовались и США. Но не ради того, чтобы начать собственный поиск подобных месторождений. Американцев в первую очередь интересует контроль над регионом и противодействие российским усилиям по освоению богатств полярных морей. А ещё противодействие возрождению Северного морского пути (СМП), оставшегося единственной морской «дорогой», соединяющей Восток и Запад и неподконтрольной Штатам.
Две жизни Севморпути
Освоение российского Севера началось с тех пор, когда первые русские люди, называвшие себя поморами, вышли к побережью морей Северного Ледовитого океана. Но окончательно возможность прохождения от Мурманска до Берингова пролива за одну навигацию была доказана в 30-е годы ХХ века. А через двадцать лет СССР начал строительство мощнейших атомных ледоколов, которые обеспечивали проводку караванов судов, везущих грузы для Сибири и Дальнего Востока. Это позволяло многократно снизить затраты на их транспортировку, ведь иначе судам пришлось бы совершать плавание фактически вокруг всей Евразии и даже Африки. Помимо того, ряд крупногабаритных грузов, как, например, турбины гидроэлектростанций-гигантов, оборудование химических комбинатов и т. п., иначе, чем северными морями и сибирскими реками, невозможно было бы доставить к месту назначения.
При СССР в Арктике действовал не только крупный флот судов ледового класса, способных самостоятельно преодолевать замёрзшие участки водной глади с небольшой толщиной покрывающих их льдин, но и флотилия атомных ледоколов, не имеющих аналогов в мире. Это позволило Советскому Союзу активно развивать арктическое побережье и осуществлять круглогодичную навигацию по СМП.
Но пришли «святые девяностые», и всё поменялось. Арктические населённые пункты массово ликвидировались из-за банкротства располагавшихся в них предприятий и резкого удорожания снабжения таких посёлков, военные базы, защищавшие российский Север, оказались заброшены, ледоколы списаны. Казалось, ещё немного и Арктика вернётся к своему исходному состоянию – ледяная пустыня, враждебная человеку. И совершенно ненужная государству.
«Второе дыхание» ей принесли именно подземные и подводные богатства, до которых у страны, встающей с колен разорения и унижения, наконец-то дошли руки. Снова понадобилось морское сообщение по северным морям, снова стало необходимо защищать её границы. И Арктика, а также СМП, являющийся самым близким из бурно развивающейся «фабрики XXI века» в Европу, вновь стали оживать. И не просто оживать: в 2016 г. объёмы грузоперевозок по СМП превысили пиковые показатели 1980-х, достигнув уровня 7,26 млн тонн за год.
Арктикой богатства России прирастают
Содействие развитию судоходства в северных морях оказала сама природа: процессы глобального потепления позволили порой обходиться без ледокольной проводки судов. Но, как говорится, на природу надейся, а сам не плошай. Тем более летний период в Арктике очень непродолжителен, а, например, построенный на Ямале завод по производству сжиженного природного газа требует круглогодичного вывоза продукции. Для такой навигации Россия ударными темпами воссоздаёт ледокольный флот. На 2018 год в РФ действовало четыре атомных ледокола – «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». До 2022 года должны быть достроены ещё три атомных ледокола, на ближайшие годы существуют планы постройки ещё трёх.
Основная часть работы этого флота, существующей и будущей, сосредоточена в западном секторе СМП: сопровождение судов, перевозящих СПГ от порта Сабетта, а также уголь с Таймыра. Согласно стратегическим проектам, в 2024 году объём перевозимого сжиженного газа вырастет до 46,7 млн тонн, в 2030-м – 73,5 млн и к 2035 г. достигнет 120 млн. Ещё около 15% от этого грузооборота должна занять нефть.
Планы вполне реальные. По результатам 2019 года грузооборот по СМП составил 30 млн тонн, продолжая расти. За три первых месяца 2020 г. он вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 7,7% и достиг 7,83 млн тонн. Через десять лет объём грузоперевозок может увеличиться до 120 млн тонн, а к 2035 году – до 160 млн.
Дело в том, что «Ямал-СПГ» – всего лишь первая ласточка в череде проектов по освоению природных богатств Арктики. Буквально за последние годы на российском арктическом шельфе открыто 20 нефтеносных провинций. Россия сегодня – единственная в мире ведёт не только разведочное бурение более 80 скважин на арктическом шельфе в условиях подвижных многолетних льдов, но и добывает в Арктике нефть на платформе, аналогов которой в мире не существует. Причём в 2021-22 гг. планируется увеличить добычу нефти на арктическом шельфе до 5-6,1 млн тонн в год.
В прошлом году ООН утвердила принадлежность России 1,2 млн кв км шельфа северных морей, в недрах которых содержатся 83 млрд тонн условного топлива, из них около 80% сосредоточено в Баренцевом и Карском морях. Кроме этого, в арктической зоне сконцентрировано до 90% российских запасов хрома и марганца, почти 100% вермикулита, 60-90% флогопита, около 50% залежей угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита, 47% металлов платиновой группы, а также до 40% запасов золота.
Помимо «внутренних» перевозок, Севморпуть становится весьма привлекателен для транзита из Китая и Южной Кореи в Европу, поскольку позволяет сократить путь на несколько тысяч морских миль, а также избежать простоя судов в ожидании очереди для прохождения перегруженного Суэцкого канала. Правительство РФ запланировало связать Север и порты СМП с центральными районами страны и Китаем (через Монголию) целой сетью железных дорог. По словам Владимира Путина, в ближайшее время «начнётся строительство двухпутного электрифицированного железнодорожного кольца Салехард – Надым – Уренгой – Сургут – Тюмень – Екатеринбург – Пермь – Ярославль – Обская –Салехард. В «Сибирский меридиан» включены проекты «Северный широтный ход» Обская – Салехард – Надым – Хорей и «Северный широтный ход - 2» Бованенково – Сабетта, участок Кызыл – Курагино предлагается продлить до приграничной станции Арс-Суури, которая соединит его с запроектированной линией Мунган – Овоот – Эрдэнэт в Монголии». Окончание постройки магистрали запланировано на 2035 год. Но даже в этом случае СМП предпочтительнее для транзита из-за кратно меньшей себестоимости морских перевозок в сравнении с железнодорожными.
На чужой каравай рот не разевай
Существование неподконтрольного Америке морского пути и богатейших залежей углеводородов не могло не вызвать раздражения в Вашингтоне и попыток «прибрать их к рукам». В ответ на принятие Россией в 2019 г. правил прохода иностранных судов и военных кораблей по Севморпути американцы немедленно объявили о том, что им Москва не указ, и их авианосцы будут плавать там, где захотят. Включая арктические моря, относящиеся к зоне полярных владений РФ. 19 сентября прошлого года журнал The American Interest разразился статьей о планах США установить «новый арктический порядок» – «Арктика – американская», которая заканчивается словами: «Арктика – не русская, а американская». Как Штаты собираются строить этот «новый арктический порядок», издание не скрывает: «используя свою военную мощь». А лондонское издание Jane's International Defence Review ещё в 2008 году прогнозировало грядущее к 2020 году прямое военное столкновение за ресурсы Арктики.
Столь агрессивные заявления и реальные приготовления к боевым действиям в Арктике уже «обоснованы» территориальными претензиями США к России: несмотря на признание ещё в 1924 г. советской юрисдикции над островом Врангеля в Чукотском море, тема принадлежности его Штатам регулярно всплывает на страницах американских СМИ. Не прекращаются американские попытки «разыграть двухходовку» по отъёму российских полярных владений: вначале объявить их, по примеру Антарктики, «достоянием всего человечества», а потом получить мандат на управление этими территориями.
Есть ли у России возможности защитить свои северные богатства? Разумеется. Ещё в 2014 г. на острове Врангеля восстановлена российская военная база «Полярная звезда». В 2016 г. построена и стала самым северным в мире капитальным строением база «Арктический трилистник». На Новосибирских островах для контроля восточного сектора Севморпути в том же году появилась военная база замкнутого цикла жизнеобеспечения «Северный клевер». Тогда же развернулось восстановление базы ВВС и ПВО на острове Средний архипелага Северная Земля. В 2018 г. увеличена длина взлётно-посадочной полосы возрождённого аэродрома на мысе Шмидта (Чукотка) и восстановлена инфраструктура военного городка, используемого Объединённым стратегическим командованием «Север». Ещё один пункт базирования сил ОСК «Север» с 2014 года действует на возрождённом военном аэродроме Андерма-2 на Новой Земле. Все эти военные базы расположены с учётом транзитного маршрута Севморпути, имеют на вооружении береговые ракетные комплексы «Бастион» с противокорабельными ракетами «Оникс», способными поражать надводные корабли различных классов и типов, а имеющиеся при базах военные аэродромы обеспечены современными зенитно-ракетными комплексами.
Основным ядром ОСК «Север» является Северный флот России, в состав которого на 2018 г. входили 38 крупных надводных кораблей и 42 подводные лодки. В подчинении ОСК находятся 14-й армейский корпус, 61-я отдельная бригада морской пехоты, а также 45-я армия ВВС и ПВО. Идёт постоянное обновление боевой техники. К началу прошлого года силы ОСК «Север» пополнились 400 единицами современного вооружения и военной техники, в том числе пятью боевыми кораблями и катерами, пятью судами обеспечения, 15 новыми самолётами и вертолётами, 62 зенитно-ракетными и радиолокационными комплексами, а доля современного вооружения сил Объединённого командования превысила 60%. Фрегаты, встающие на защиту Арктики, несут по 16 крылатых ракет семейства «Калибр-НК» и новейший российский ЗРК «Полимент-Редут». Вводимые в строй подводные дизель-электрические лодки являются носителями всё тех же «Калибров», доказавших свою эффективность при ударах по базам террористов в Сирии.
Арктические сухопутные подразделения, помимо модернизированных ЗРК семейства С-300, вооружаются ЗРК С-400 «Триумф» и усовершенствованными ЗРПК «Панцирь-С1», а также ежегодно получают по 4 береговых ракетных комплекса «Бастион» и «Бал», предназначенных для защиты от вражеских кораблей, посягнувших на СМП. Причём многое из нового вооружения разработано специально для арктических условий, как, например, система ПВО Тор-М2ДТ на базе двухзвенного гусеничного тягача ДТ-30ПМ, способная работать при 50-градусном морозе, преодолевать любое бездорожье и даже плавать. Данное шасси планируется использовать для установки 122-мм РСЗО «Град» и 300-мм РСЗО «Смерч», но уже сейчас на нём созданы хлебопекарня, кухня, цистерна для воды и топливозаправщик.
Если до недавних пор основой средств передвижения арктической пехоты были лыжи, собачьи и оленьи упряжки, то теперь их заменяют на лёгкие боевые багги «Чаборз М-3», у которых задние приводные колеса заменены на траки, а передние – на лыжи. Багги, помимо обязательного 7,62-мм пулемёта, может нести второй пулемёт или 30-мм автоматический гранатомёт и разгоняться до скорости 130 км/ч. А состоящие на вооружении береговой охраны беспилотники могут обнаруживать с высоты вражеских подводных пловцов-диверсантов.
Но, пожалуй, самым мощным оружием, призванным защитить российский Север от американских планов «используя свою военную мощь, установить новый арктический порядок», должен стать подводный дрон «Посейдон», который должен поступить на вооружение (первый его носитель, способный нести до 6 «Посейдонов», уже спущен на воду и войдёт в строй к концу нынешнего года) до 2027 года. Имея дальность автономного подводного плавания со скоростью около 200 км/час до 10 000 км, дрон способен самостоятельно выходить на движущуюся группировку кораблей противника и наносить по ней удар. Либо ядерным оружием, которым он будет вооружён, либо обычными торпедами, носителем которых, в свою очередь, он является.
Если подвести итог, то можно с уверенностью сказать: не только Северный морской путь, но и природные богатства российской Арктики находятся под надёжной защитой. И не только с моря, но и с воздуха, включая наиболее короткую для ракетного удара трассу полета американских ракет через Северный полюс.